Перейти к основному содержанию

В Санкт-Петербургском горном университете показали симуляторы, на которых занимаются студенты

БЕЛАЗ
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Одна из концептуальных особенностей процесса модернизации высшего технического образования России – это резкое увеличение времени, которое выделяется на производственную практику. Если у бакалавров она проводится всего лишь один раз за весь период обучения, в конце третьего курса, в течение двух – трёх недель, то модифицированные учебные планы предполагают увеличение её срока в целом до 10 месяцев.

У работодателей это решение встретило полнейшее одобрение. Все они в один голос заявили о безусловной целесообразности такого подхода, поскольку «опыт работы на предприятии в качестве стажёра заметно сокращает время адаптации молодых специалистов и мотивирует их к работе в реальном секторе экономики». Причём, такое мнение выразили и топ-менеджеры флагманских отечественных компаний, и руководители сравнительно небольших заводов.

Отдельно они отметили ещё один позитивный фактор: Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II, где сегодня полным ходом идёт процесс совершенствования системы подготовки инженерных кадров, располагает большим арсеналом различных симуляторов. То есть его студенты получают определённый производственный опыт ещё на первом курсе, не выходя из стен своей альма-матер.

нефтегаз
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов
Горный университет
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Так, представители нефтегазового факультета Горного университета могут сделать это в учебно-тренажёрном комплексе «Бурение на шельфе», созданном совместно с компанией «Новатэк». Технологии дополненной и виртуальной реальности имитируют действующее месторождение, а специальная программа задаёт условия работы, чередуя, как штатные, так и нештатные ситуации.

«Мы стараемся создать комфортную среду, благоприятную для получения качественного образования. Это не просто эстетично оформленные коридоры, холлы и аудитории, но также серьёзная приборно-лабораторная база. В том числе, и тренажёры виртуальной или дополненной реальности, давно ставшие неотъемлемой частью наших образовательных программ. Сегодня смена технологий в промышленности происходит уже не раз в поколение, как это было в ХХ веке, а гораздо быстрее. Поэтому в том случае, если вуз не будет развивать свою инфраструктуру, следить за прогрессом в отрасли и закупать передовое оборудование, он попросту не сможет готовить хороших, конкурентоспособных специалистов», - подчеркнул ректор Владимир Литвиненко.

катэрпиллар
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Обучение на симуляторах начинается уже на первом году обучения. Ребятам рассказывают о нюансах цифровой трансформации горного и нефтегазового секторов, знакомят их с возможностями тренажёров, учат ими пользоваться. Так, в лаборатории трёхмерной визуализации нефтегазопромысловых объектов студенты младших курсов, надев VR-очки, отрабатывают такие сравнительно несложные операции, как запуск скважины или отбор проб, необходимый для определения состава жидких углеводородов. В реальных условиях это нужно для повышения рентабельности процесса добычи. Допустим, если в нефти фиксируется высокое содержание парафина, следует выработать эффективные меры борьбы с ним, такие, как использование греющего кабеля.

Никита Уколов, который учится на четвёртом курсе нефтегазового факультета, говорит, что скважинное оборудование на разных месторождениях отличается, его внешний вид и характеристики зависят, прежде всего, от того, в каком году начиналась эксплуатация залежей. То есть программа, вполне возможно, не будет точной копией того, что юноши и девушки увидят затем во время производственной практики. Тем не менее, принципы, на которых строится промысел, везде примерно одинаковы. Поэтому возможность попробовать свои силы сначала в виртуальном пространстве, конечно же, дорогого стоит.

нефтегаз
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Никто не застрахован от ошибок, поэтому будет гораздо лучше, если совершить их во время занятий на тренажёре. Педагоги подскажут, в чём ты конкретно ошибся и почему. Имея за плечами такой опыт, а я это знаю не понаслышке, при работе с настоящим оборудованием ты совершенно точно будешь чувствовать себя гораздо увереннее. И это огромный плюс. Ещё одно преимущество заключается в том, что мы прошли в Горном курс операторов по добыче нефти и газа, и нам вручили удостоверения о наличии соответствующей компетенции (параллельно по выходным обучение идёт на реальном буровом полигоне в Саблино – ред.). Такой документ будет очень важен при последующем трудоустройстве. Это, кстати, прекрасно понимаю не только я, но и некоторые мои знакомые из других вузов, которые получали его на стороне, за деньги. Всё дело в том, что в высших учебных заведениях, где они учатся, попросту нет таких инфраструктурных возможностей, как в нашем университете», - отметил Никита Уколов.

Саблино
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

В двух других учебно-тренажёрных комплексах, функционирующих в Горном университете, студенты могут ознакомиться с системой дистанционного управления горнотранспортным комплексом, получить навыки вождения карьерных самосвалов и прочей техники, а также изучить аспекты работы различных узлов и деталей машин. Само собой, сидеть за рулём БЕЛАЗа или Caterpillara никто из них после окончания вуза, скорее всего, не будет. Для этого совсем не обязательно получать высшее образование. Однако некоторые ребята, которые учатся на горном или механико-машиностроительном факультетах, вполне возможно, станут инженерами, отвечающими за эффективность эксплуатации автопарка какого-нибудь добывающего предприятия. И в этом случае им, конечно же, необходимо понимать, из каких комплектующих состоит вверенное им имущество и каков предел его прочности.

Впрочем, двери Центров компетенций, где можно виртуально переквалифицироваться в водителя гигантского грузовика, проехать по узкому серпантину разреза и провести погрузочно-разгрузочные операции, открыты для всех студентов, вне зависимости от направления их подготовки. Посещение этих структурных подразделений на первом курсе - часть обязательной программы знакомства с материальной базой старейшего технического вуза России, а также стартовая площадка для тех ребят, кто сам мечтает заниматься конструированием подобных комплексов.

катерпиллар
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Я впервые побывал в Горном университете в прошлом году, ещё, когда учился в школе. Пришёл на один из Дней открытых дверей, посмотрел на эти тренажёры и сразу же понял, что хочу учиться именно здесь. Свою карьеру я планирую связать с созданием или усовершенствованием таких имитаторов, чтобы молодёжь или действующие сотрудники горнорудных компаний могли оттачивать на них свои навыки вождения. А, быть может, и полётов, ведь повышение качества симуляторов управления самолётами - это тоже крайне востребованный и интересный вектор работы», - рассказал студент первого курса Игорь Фокин. Он приехал в Петербург из Самары, а сейчас учится по специальности «Автоматизация технических процессов и производств».

Виртуальные тренажёры играют особую роль в деле реформирования системы высшего технического образования. Помимо подготовки к прохождению производственной практики, которая теперь становится гораздо более длительной по своим срокам и насыщенной по содержанию, они также позволяют молодым людям получать дополнительные профессиональные компетенции. В Горном университете разработано свыше 260 таких программ по различным направлениям подготовки. По своей сути это факультативы, из которых ребятам нужно по собственному желанию выбрать восемь обязательных. Посещать их, естественно, следует не единовременно, а один за другим, в течение всего периода обучения.

Например, будущие нефтяники могут получить сертификат оператора по добыче углеводородов, как это сделал Никита Уколов, или машиниста буровой установки. А студенты механико-машиностроительного факультета – оператора бульдозера или карьерного самосвала. Освоение этих рабочих профессий, кстати, крайне востребованных со стороны бизнеса, и многих других профессиональных компетенций, напрямую связано с использованием VR-технологий, которые с каждым годом всё более прочно интегрируются в нашу жизнь.

Горный университет
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов