19:30 19.04.2017 - Виктор Аршинов
Поделиться
Адмиралтейские верфи
Фото © Адмиралтейские верфи

Торжественная церемония закладки универсального судна проекта 23550 «Иван Папанин» прошла в среду, 19 апреля, на «Адмиралтейских верфях». Об этом сообщила пресс-служба предприятия.

Корабль строится по специальному заказу военно-морского флота России. В распоряжение Министерства обороны он перейдет до 2020 года. Имя судно получило в честь знаменитого исследователя Арктики.

«Иван Папанин» - принципиально новая модель, которая объединяет в себе качества буксира, ледокола и патрульного корабля. По техническим характеристикам судно не имеет аналогов, это уникальный проект, разработанный конструкторским бюро «Алмаз». Длина корабля около ста метров, водоизмещение составит 9000 тонн, автономность плавания – порядка 60 суток. Судно сможет преодолевать лед толщиной до полутора метров.

Ледокол будет вооружен крылатыми ракетами «Калибр», а также 100-мм универсальной артустановкой А-190. Кроме того, на «Иване Папанине» будут находиться многоцелевой вертолет Ка-27 и два скоростных боевых катера типа «Раптор», которые способны преследовать нарушителей морских границ и брать их на абордаж.

Универсальным корабль назвали не для красного словца – «Иван Папанин» сможет ходить в любых зонах мореплавания, как тропических, как и арктических. Действовать ледокол может как самостоятельно, так и в составе боевых групп, которые охраняют грузовые караваны, следующие Северным морским путем. В ближайшее время на «Адмиралтейских верфях» заложат второй ледокол проекта 23550. Назовут его в честь великого полярника Николая Зубова.

Первым делом – ледоколы

Ледокольные суда стали для страны ключиком, открывающим двери в Арктику. В то время как ВМФ США давно не анонсировал новых кораблей ледового класса, Россия планомерно наращивает мощь Северного флота.

Этой осенью в состав арктической группировки ВМФ России поступит головной ледокол проекта 21180 "Илья Муромец". Это первое ледокольное судно за последние 45 лет, которое построили в интересах военных.

Илья Муромец
Фото ©

Одной из главных особенностей ледокола является конструкция винторулевых установок. Электродвигатели вынесены вне корпуса -благодаря этому винты вращаются на 360 градусов, что позволяет ледоколу двигаться в любом направлении, даже боком.

Заслуживает упоминания и автономность, которая составляет порядка двух месяцев. Это очень хороший показатель для корабля, который не оснащен атомной силовой установкой. Без дозаправки он может преодолеть 12 тысяч морских миль – это в четыре раза больше, чем общая длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения.

А в 2018 году введут в эксплуатацию атомный ледокол «Арктика», который строится на «Балтийских верфях». Это самое большое и мощное судно подобного класса в мире. Оснащен атомоход двухреакторной энергетический установкой мощностью 175 МВт. Этого достаточно, чтобы проводить караваны судов через лед толщиной до трех метров. В настоящее время на балтийской верфи строятся ещё два брата-близнеца «Арктики»: «Сибирь» и «Урал».

Если говорить о будущих проектах, то в том же 2018 году «Объединенная судостроительная корпорация» планирует завершить проектирование ледокола-лидера, который будет в два раза больше «Арктики». По словам корпорации Алексея Рахманова, суперледокол сможет работать во льдах до четырех метров толщиной.

Стоит отметить одну отличительную черту российских ледоколов, спроектированных за последние годы. Ледокольные суда имеют двойное назначение. Благодаря конструкторским решениям, на них можно установить ракетные комплексы и артиллерийские орудия, превратив в боевой корабль.

Богатство подо льдами

На одну только «Арктику» государство потратило 40 млрд рублей. Для чего же Россия вкладывает такие деньги в ледоколостроение? Все дело в полезных ископаемых, скрытых под арктическими льдами. Неспроста эксперты называют этот регион «лакомым кусочком» для современной геополитики.

Приразломная
Фото © Krichevsky

По данным аналитического издания TheArctic, в настоящее время здесь добывается десятая часть общемировых объемов нефти и четвертая часть — природного газа. На российском Крайнем Севере сосредоточено 80% всей арктической нефти и практически весь газ.

Управление энергетической информации США подсчитало, что на дне Северного ледовитого океана может скрываться до 412 млрд баррелей нефтяного эквивалента. Это почти четверть мировых запасов углеводородов. А ведь есть еще месторождения никеля, меди, угля, золота, урана, вольфрама и алмазов. Добычу, впрочем, затрудняют тяжелые условия и высокая стоимость разработок.

Магистраль будущего

Чтобы воспользоваться этими запасами, России и нужны современные ледоколы. Задача этих судов – открывать путь к труднодоступным районам Севера, арктическому шельфу. Также ледоколы проводят грузовые суда по Северному морскому пути – важнейшей транспортной полярной магистрали, которая является самой короткой, дешевой и безопасной дорогой из Европы в Азию.

Во льдах нет штормов, волн и пиратов. Если вспомнить историю, то со времен крушения «Челюскина», которое случилось в 30-е годы, в Арктике погибло 8 пароходов и ни одного человека. Для сравнения – ежегодно в мире гибнет порядка 700 кораблей.

Северный морской путь
Фото © sdelanounas.ru

Стоит отметить, что Россия – единственная в мире страна, которая полностью контролирует Северный морской путь. По словам президента Владимира Путина, вскоре эта дорога станет полноценным конкурентом Суэцкого и Панамского каналов.

Я хочу подчеркнуть важность Северного морского пути как международной транспортной артерии, которая составит конкуренцию традиционным торговым путям в плане платы за обслуживание, безопасности и качества, - отметил лидер России во время Арктического форума в Архангельске.

Помимо «арктической пятерки» (Россия, США, Канада, Дания и Норвегия), возможности Арктики привлекают и Китай. Впрочем, на данном этапе эти страны не могут конкурировать с Россией.

Больше ни у кого в мире нет в распоряжении собственного атомного ледокольного флота, который может обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Нет России равных и в количественном плане – у тех же Штатов всего два ледокола, один из которых сломан.

Доминирование России в Арктике признают и сами американцы.

Россия прокладывает в Ледовитом океане настоящие шоссе, а Америка — "дырявые дороги", - цитирует американского сенатора Дэна Салливана журнал Foreign Policy. Русские понимают, каковы ставки в Арктике, и не просто говорят, но и активно действуют.

А что, если бы..?

Необходимость ледокольного флота в нашей стране понимали не всегда. В конце 19 века в России появился первый в мире линейный ледокол «Ермак». Судно построили по проекту адмирала Степана Макарова.

Вторая Тихоокеанская эскадра
Фото ©

Николаю II предложили построить несколько таких ледоколов, однако царь не видел будущего в таких судах и от совета отмахнулся.

А будь в распоряжении императора небольшой ледокольный флот – кто знает, возможно, корабли Второй Тихоокеанской эскадры адмирала Рождественского отправились бы на Дальний Восток не через Африку, а Северным морским путем. И успели бы оказаться в гавани Порт-Артура до того, как город захватили японцы.

Обсудить и поделиться