Перейти к основному содержанию

С ветерком до Пулково. Смольный изменил Генплан ради аэроэкспресса

Изменение генерального плана в связи со строительством трассы аэроэкспресса до Пулково одобрили в среду, 10 мая, на заседании городского правительства. Об этом сообщает пресс-служба Смольного.

По информации Комитета по градостроительству и архитектуре, скоростной экспресс соединит воздушную гавань и Витебский вокзал. Для реализации проекта будет построена новая железнодорожная линия протяженностью 8 км от аэропорта до станции Шушары, где она присоединится к существующим путям.

О деталях рассказал глава комитета по градостроительству и архитектуре Владимир Григорьев. По его словам, интервал движения поездов составит 20-30 минут, а скорость - 51 км/ч. Путь от аэропорта до центра города составит порядка 25 минут.

Согласно первоначальным планам, аэроэкспресс должен был связать Пулково с Балтийским вокзалом. Но позже от этого варианта отказались по ряду причин.

В качестве пункта назначения аэроэкспресса был выбран Витебский вокзал, а не Балтийский потому, что там больше парковочных мест, не нужно капитально реконструировать существующие пути, а также нет грузового сообщения, - поясняет Владимир Григорьев.

Частный интерес

О необходимости связать воздушную гавань с городом удобным для петербуржцев и гостей Северной столицы транспортом говорится уже несколько лет. Вариантов было несколько: легкорельсовый трамвай, метро и аэроэкспресс. Появление новой инфраструктуры собирались приурочить к открытию в Пулково нового терминала в 2013 году. Однако желающих вложить средства в один из проектов тогда не нашлось. Свою роль в этом сыграла и жесткая позиция Смольного: никакого бюджетного финансирования, инвестор должен был организовать транспортное сообщение на частные средства.

Missing материал.

Сейчас город готов выделить часть денег из бюджета. Нашлась и компания, заинтересованная в аэроэкспрессе - «Группа ЛСР». Именно девелопер убедил правительство города, в том, что вариант с Витебским вокзалом лучше, хотя и дороже. Первоначально проект скоростной электрички оценивали в 11 миллиардов рублей, сейчас цена подскочила до 23 миллиардов.

ЛСР занимается жилищным строительством и, на первый взгляд, железнодорожная ветка в аэропорт ей не нужна. А вот жителям новостроек, построенных компанией в Шушарах, она пригодится. За счет притока пассажиров из этого муниципалитета проект принесет прибыль. Отчасти поэтому девелопер и предложил скорректировать первоначальный вариант с Балтийским вокзалом - конечная остановка на Витебском будет более востребована населением Шушар. Также в планах застройщика запустить экспресс до Павловска, а в перспективе и до Тосно, которое также активно застраивается.

Можно чередовать: два состава в «Пулково» – один в Павловск. Такое решение позволит снизить стоимость проекта, а значит, и тариф за проезд, – сказал заместитель гендиректора по управлению проектами «Группы ЛСР» Борис Мурашов.

Правда не все эксперты согласны с вариантом аэроэкспресса до Витебского вокзала. Гендиректор института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов считает, что самым разумным вариантом стало бы строительство метро в Пулково.

Возникает вопрос: если бюджет строительства аэроэкспресса в районе 23 миллиардов, и это уже сравнимо со стоимостью строительства метро, то не очень понятно, почему сделан такой выбор. Метрополитен в «Пулково» стоил бы не намного дороже 23 миллиардов – точно не 70 и даже не 50 миллиардов. К сожалению, все проекты, которые были инициированы городскими властями в последние три-четыре года, не доводятся до конкретного результата.

На первый взгляд вариант с метро действительно выглядит предпочтительным - до тех пор, пока не начнешь подсчеты.

Прокладка 1 км линии метрополитена с двумя однопутными тоннелями (диаметр 6 м) составляет 7,028 млрд рублей, стоимость аналогичного участка с двухпутным тоннелем (диаметр 10 м) - 6,253 млрд, - рассказал гендиректор научно-исследовательского проектно-изыскательского института «Ленметрогипротранс» Владимира Маслак во время заседания Городского штаба по перспективному развитию метрополитена, которое состоялось в 2015 году.

Расстояние от ближайшей к Пулково станции метро - Московской - приблизительно 6 км. В деньгах это порядка 37 млрд рублей, если брать вариант с двухпутным тоннелем. Учитывая, что подземка строится на средства из городского бюджета, становится понятно, почему Смольный отдал предпочтение варианту с частными инвестициями.

Возведение скоростной железнодорожной ветки к аэропорту город планирует начать не позднее третьего квартала 2018 года. Окупится ли проект - большой вопрос. Во всех городах, кроме Москвы, аэроэкспрессы дико убыточны. Но об этом поговорим в следующих статьях.