Санкт-ПетербургЯсно+0°C

Двойники «Мистралей»: зачем России вертолетоносцы?

Мистраль
Фото © Корабельный портал

Россия построит два десантных корабля-вертолетоносца. Они будут оснащены газотурбинной силовой установкой и войдут в состав ВМФ до конца 2026 года. Об этом СМИ сообщил источник в Министерстве обороны.

Костяк авиагруппы составят вертолеты Ка-52К. Это модифицированная версия, отличающаяся от базовой складывающимися лопастями и несущими конструкциями, а также усиленными стойками шасси. Поступление геликоптеров синхронизируют с поставками вертолетоносцев.

На текущий момент исполнитель работ не определен, но известно, что строительство вертолетоносцев включено в проект государственной программы вооружения на 2018-2025 годы.

Два года назад отечественные конструкторы предложили военным два проекта вертолетоносцев. Универсальный корабль «Лавина» Крыловского государственного научного центра имеет водоизмещение 24 тонны. На его борту можно разместить авиагруппу из 16 вертолетов, 50 единиц боевой техники и 500 десантников

Второй проект предложен Невским ПКБ. Их десантный корабль «Прибой» водоизмещением 14 тысяч тонн вмещает до 60 единиц техники и 500 человек десанта. Авиагруппа при этом меньше, чем у «Лавины» и насчитывает до шести геликоптеров.

Впервые о необходимости усилить флот кораблями данного класса Минобороны заявляло еще в конце нулевых. Летом 2011 года Россия договорилась с Францией о строительстве двух десантных вертолетоносцев типа «Мистраль». Сумма заключенного контракта составила 1,2 млрд евро. Первый корабль должен был быть поставлен в 2014 году, второй - в 2015-м, однако из-за событий на Украине бывший президент Франции Франсуа Олланд заблокировал сделку. Французам пришлось выплатить России компенсацию за срыв контракта, а вертолетоносцы в итоге продали Египту.

Соглашение на поставку «Мистралей» с самого начала подвергалось критике. Доводы звучали разные. Эксперты называли «глупостью» покупку военной техники у потенциального врага. Велись рассуждения о том, что во французских вертолетоносцах нет ничего такого, чего отечественные конструкторы не смогли бы разработать и построить сами. В качестве аргумента вспоминали советский опыт, когда аналогичный проект не нашел применения, Минобороны в итоге решило сделать ставку на авианосцы. Интересно, что лоббисты сделки с французами публично не объясняли, зачем России корабли подобного класса. А кое-кто из высших чинов ВМФ даже признавался журналистам, что командованию флота еще предстоит подумать, о месте и предназначении «Мистралей». А вариантов, надо признать, немало.

Широкий спектр задач

Вертолетоносные корабли позволяют быстро высадить десант в глубину территории. Так бойцам не нужно будет совершать марш-бросок, отнимающий время и силы. Это актуально для контртеррористических операций и военных действий у чужих берегов. Или для защиты своих, если говорить о Дальнем Востоке. Такой корабль в составе Тихоокеанского флота станет ответом Японии, претендующей на Южные Курилы. В японском флоте имеются четыре современных вертолетоносца. Один из них, «Кага» проекта «Идзумо», принят на вооружение совсем недавно - в марте 2017-го. Это второе судно серии, которое вместе с «братом» является самым крупным военным кораблем флота страны восходящего солнца.

Современные вертолетоносцы оснащены мощными системами связи и контроля морского и воздушного пространства. Это позволяет им взять на себя роль командного корабля эскадры в отдаленных акваториях. Например, у берегов той же Сирии. Справедливость этой мысли подтверждает и руководство ВМФ, которое ранее заявляло о необходимости флагмана для Средиземноморской эскадры.

Этот вид кораблей может служить в мирных целях. Например, в качестве госпитального или транспортного судна. При помощи вертолетов можно проводить быструю эвакуацию граждан России и дружественных стран из горячих точек, помогать жертвам наводнений, землетрясений и других природных катаклизмов.

Не стоит забывать и о престиже страны. Корабль, который способен решать широкий спектр задач в любой точке земного шара всегда полезно «иметь в кармане». Еще Отто Бисмарк заявлял, что в военных действиях главное не намерение, а потенциал.

Факт

Вертолетоносец
© Общественное достояние

Первые вертолетоносцы (проект 1123 «Кондор») начали строить еще в Советском Союзе. Всего на воду было спущено два корабля: «Москва» (1965 год) и «Ленинград» (1966 год). На борт они могли вместить до 650 человек и 14 вертолетов. Вертолетоносцы прослужили в составе Черноморского флота почти три десятка лет, неоднократно выполняли операции в Средиземном море и Атлантическом океане.