Перейти к основному содержанию

Больше времени на себя. Министр труда предсказал четырехчасовой рабочий день

Рабочий день в обозримом будущем может сократиться до четырех часов, считает Максим Топилин. Такую мысль министр труда и социальной защиты РФ высказал на Петербургском международном экономическом форуме.

Министр отметил что за два минувших столетия продолжительность труда сократилась вдвое. Тенденция, по его словам, может продолжиться и в ближайшем будущем.

В XIX веке люди работали по 12, 14 и даже 16 часов в сутки. XX-е столетие - век восьмичасового рабочего дня. Сейчас есть ряд стран, которые работают еще меньше, - приводит слова Топилина информационное агентство RNS, - Возможно, в XXI веке стандартом станет четырехчасовой рабочий день. Может быть, когда-нибудь и за два часа будем все отрабатывать, а потом заниматься своими делами.

Свободное время, по его мнению, люди будут тратить на семьи и хобби, например, спорт. А ведомство, которое возглавляет Топилин, придется переименовать в «Министерство труда и отдыха».

В подобном ключе высказался и первый заместитель председателя Центробанка Сергей Швецов. По его мнения, уже через 15 лет в России могут ввести четырехдневную рабочую неделю

Корни пятидневки

Стандартную пятидневку с 40 рабочими часами в 1922 году ввел на своих заводах американский предприниматель Генри Форд. Интересно, что заботило миллиардера не самочувствие рабочих, а собственный карман. Он считал, что у людей должно быть больше свободного времени, чтобы покупать товары, в том числе и автомобили. В этом Форд признался спустя четыре года после судьбоносного решения в беседе с корреспондентом журнала World’s Work.

Missing материал.

Кстати на российских заводах Ford до 2017-го года работали четыре дня в неделю. Правда с января предприятия перешли на стандартную пятидневку, чтобы увеличить мощности.

Попытки заменить восьмичасовой рабочий день, ставший эталоном, предпринимались в той же Америке еще в начале тридцатых. В те годы кукурузный магнат Джон Харви Келлог ввел 6-часовую смену на одном из своих заводов. Для этого пришлось раскошелиться и нанять несколько сотен новых сотрудников. Правда себестоимость продукции упала т.к. рабочие стали трудиться эффективнее.

В двухтысячных подобный опыт провели в Швеции. Участвовали в нем государственные работники, которых разделили на две группы, работавшие по 6 и по 8 часов. Предполагалось, что те, кто трудится меньше, будет лучше себя чувствовать, меньше болеть и, как следствие, работать продуктивнее. Однако премьер-министр страны признал эксперимент неубедительным. По его словам, сокращение рабочего дня потребовало бы миллиард долларов и привело бы к упадку экономики.

В Нидерландах придерживаются другого мнения. Рабочая неделя там длится в среднем 27 часов. Такое решение правительство страны приняло в середине нулевых. Сейчас на многих голландских предприятиях действует четырехдневная рабочая неделя.

Помощники или конкуренты?

Рабочее время может существенно сократиться благодаря развитию искусственного интеллекта. Сейчас в Америке роботы выполняют 10% производственных задач. Ожидается, что к 2025 году этот показатель возрастет до 45%.

Примерно такие же прогнозы дают и японские аналитики. Страна восходящего солнца на сегодняшний день является лидером мировой роботизации труда. На японских автозаводах на каждые 10 тыс. сотрудников приходится более полутора тысяч роботов. Грозит ли автоматизация безработицей в будущем? На этот счет мнения экспертов расходятся.

Missing материал.

По словам главного экономиста Банка Англии Энди Хэлдейна, люди смогут приспособиться к задачам, требующим тех качеств, в которых роботы не смогут конкурировать с человеком еще очень долго. В качестве аргумента он приводит исследование компании Deloitte, одной из крупнейших консалтинговых фирм в мире. Оно показало, что за последние полтора века новые технологии создали в Соединенном королевстве больше рабочих мест, чем заняли.

Другие цифры приводят американские аналитики. По их словам, очень скоро в США около 10 млн человек могут остаться без работы из-за появления на дорогах беспилотных грузовиков. Причем от «механических шофёров» пострадают не только сами дальнобойщики, но и обслуга придорожных кафе и мотелей, в которых обычно останавливаются водители большегрузов.

Факт

Несколько лет назад социологи из московской школы управления «Сколково» провели исследование, посвященное автоматизации труда. Согласно ему, к 2030-му году у нас в стране исчезнет 13 профессий, где людей вытеснят роботы. Среди них: операторы call-центров, почтальоны, кондукторы, инспекторы ДПС, вахтеры, парковщики, прорабы, фасовщики, машинисты метро, лифтеры и шахтеры.