Санкт-ПетербургУмеренный или сильный снег-4°C

Газовые перспективы России в Европе

Сергей Сердюков
Фото © Форпост Северо-Запад / Андрей Кучеренко

О потенциале газопровода «Северный поток-2» много говорят и рассуждают. На данный момент есть положительный опыт эксплуатации «Северного потока» и повышенный спрос на российский газ в Европе.

О ходе строительства «Северного потока-2», назначении бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера главой совета директоров и европейском сопротивлении в интервью «Форпост Северо-Запад» рассказал технический директор газопровода Сергей Сердюков.

Как вы оцениваете назначение Герхарда Шредера на пост председателя совета директоров «Северного потока-2»

- Никакого удивления это не вызывает, наоборот, есть уверенность, что руководить будет человек, который хорошо знает ситуацию. Господин Шредер был одним из самых успешных канцлеров Германии за последнее время. Его заслуга состояла в том, что он понимал, что такое интересы людей, бизнеса и государства в целом. Период, который пришелся на правление господина Шредера немцы вспоминают с благодарностью. Это управленец, каких мало бывает в истории. Человек, который может спокойно разобраться в вопросе, оценить и с политической, и с экономической точки зрения. Это истинный кадровый самородок, которого сотни компаний сочли бы за честь видеть в рядах своего правления, но он — приверженец своих старых геополитических интересов, то есть укрепления отношений России и Германии.

Известны ли сроки сдачи «Северного потока-2»?

- Четвертый квартал 2019 года. В этом крупном проекте задействованы сотни тысяч людей: на изготовлении комплектующих, на самом строительстве, в научных исследованиях. Он точно будет достроен к этому времени.

Трубопровод
© Общественное достояние

Почему актуально строительство нового трубопровода?

- Энергия эволюционировала от дров и соломы сначала до угля, потом до нефти, сравнили — нефть понравилась больше. Затем нашли газ и он понравился даже больше, чем нефть. На земном шаре угля больше всего, его запаса хватит лет на 800. Но это дело не очень удобное, грязное, не подлежит сильной автоматизации. Но главный недостаток то, что это чистый углерод и при сжигании он дает абсолютно понятный конечный продукт - двуокись углерода, CO2, источник парникового эффекта. Лично я ничего плохого в парниковом эффекте не вижу, наоборот, это как «одеяло», которое нас укрывает от холода, так замерзли бы уже давно. Но сегодня, благодаря усилиям политиков, все считают, что «одеяло» слишком толстое и нам от этого плохо. На угле фактически поставлена «черная метка», его активно выводят из потребления. На замену пришли атомные электростанции, но ряд аварий вызвал новый испуг. Формула газа — CH4 и, в отличие от угля, на один атом углерода в нем четыре атома водорода. По сути, это топливо близкое к идеалу. Идеальным топливом вообще считается водород, при сжигании которого получается вода. Газ считается экологически чистым топливом. Во-первых. он удобен, во-вторых, легко поддается автоматизации, поэтому спрос на природный газ продолжает расти, Европа не исключение. Миф о том, что США зальет их сжиженным природным газом, добытым из сланцевых залежей методом гидроразрыва, распространенный администрацией президента Обамы, был развеян. Люди начали трезво оценивать ситуацию и стало понятно, что основной источник топлива – традиционный природный газ. Основные месторождения находятся в России, и европейцам не надо в нашу сторону косо смотреть. Да, нам достались источники газа, но на севере добыча очень тяжелая. Италии, например, достались виноградники, но мы же не плачем о том, что у нас в Петербурге виноград не растет, а ходим и покупаем виноград и вино. И Европа будет так же покупать у нас газ. К тому же, потребление там растет.

Как по вашему мнению, Европа в целом и Брюссель в частности не будут выстраивать политических барьеров для транспортировки газа?

- Общее развитие как раз завязано на результат противоборства. Если человечество хочет двигаться вперед, то оно будет двигаться вперед. Если у Евросоюза есть какие-то конкретные вопросы, связанные с экологией, то их надо задать, а не придумывать всякую всячину. Например, первый трубопровод уже работает с 2011 года, мы непрерывно мониторим ситуацию. Мы видим, что трубопровод уже заселен ракушками слоем почти 3 см. Но ракушки же не политизированы, им даже если скажешь не заселяться, они не послушаются, а будут селиться там, где экологическая чистота. А политические барьеры — это сопутствующий фактор любого большого строительства или проекта. Это неизбежность, она будет всегда.

Какова будет пропускная способность «Северного потока-2»?

- 55 миллиардов кубических метров в год, это с коэффициентом загрузки 0,9. Если загрузить его на коэффициент 1, то получится 60 млрд. в год.

Куда будет поступать топливо, передаваемое по новому трубопроводу?

- Приходить оно будет на немецкий берег. В настоящее время Федеративную Республику Германия можно считать локомотивом Европейского союза. Более надежного государства попросту нет. У них хорошая распределительная сеть, оттуда газ можно перенаправлять практически во все точки Старого Света, в том числе и в Великобританию. Она сейчас является дефицитным государством в плане топлива. Раньше там было много газа, все было хорошо, а теперь им приходится импортировать. Государств-экспортеров, между прочим, не так много. Например, в Нидерландах крупнейшее месторождение в Гронингене скоро исчерпается, в Норвегии в определенный момент газ закончится, там его тоже осталось не так много. Многие страны будут заинтересованы в получении топлива через «Северный поток-2».

Справка:

«Северный поток-2» - это проект магистрального газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря. Должен послужить расширению «Северного потока», их пропускная способность и протяженность, как и маршрут совпадут. Основная задача - способствование надежному и стабильному газоснабжению Европейского союза, борьба с изменением климата и рост внутреннего энергетического рынка.