Опасность из космоса. Чем грозит Земле столкновение с астероидом?

Ученые из Национального аэрокосмического агентства США пополнили список потенциально-опасных для Земли астероидов десятком новых объектов. Небесные тела были обнаружены благодаря программе наблюдения NEOWISE. Всего за 2016-й год астрономы открыли почти сотню ранее неизвестных небесных тел.

«Мы обнаружили девяносто семь космических объектов, двадцать восемь из которых находятся в окрестностях Земли. Еще шестьдесят четыре небесных тела вращаются вокруг Солнца в пределах главного астероидного пояса. Плюс, среди открытых объектов присутствует пять комет. Из всех этих объектов, Земле угрожают десять», — рассказали в NASA.

Напомним, NEOWISE - одна из программ по наблюдению за ближнеземными объектами. Она запущена в 2013-м году. Для обнаружения небесных тел используется космический телескоп WISE. Ранее при помощи этого аппарата ученые составили карту звездного неба в инфракрасном диапазоне.

Уровень опасности небесных объектов зависит от их размеров и близости траектории к земной орбите. Наибольшую угрозу планете, чаще всего, несут астероиды. Согласно научной статистике, сейчас риск гибели среднего индивидуума от падения на Землю болида занимает 4-е место. По словам экспертов, раз в несколько веков на планету падает астероид диаметров в несколько десятков метров. И раз в несколько тысяч лет — стометровые.

Missing материал.

Бомба с часовым механизмом

Одним из самых опасных небесных тел ученые называют астероид Апофис, открытый американскими астрономами в 2004 году. Его диаметр превышает 300 метров, а орбита с каждым новым витком все ближе смещается к Земле. Максимально близко от нас он пролетит в период с 2029 по 2036-й годы. По мнению NASA, вероятность столкновения в эти годы низкая. Но рано или поздно траектории пересекутся, и тогда человечество ждет взрыв от 500 до 1500 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Для сравнения - ядерную бомбардировку Хиросимы в 1945 году оценили в 13-18 мегатонн. Чтобы точно предсказать последствия взрыва, необходимо знать состав болида, место и угол удара. Но в любом случае, разрушения будут огромны.

На месте падения образуется кратер диаметром 6 км. От ударной волны образуется землетрясение в 6,5 баллов и ветер до 800 м/с, которые подчистую снесут все здания в радиусе 50 км. Деревья свалятся на расстоянии до 150 км от эпицентра. При этом в небо поднимается столб пыли, которая за несколько дней осядет на территории в несколько тысяч километров. В случае падения в океан образуется мегацунами, которое может стереть с лица земли города на расстоянии до 300 км (будет зависеть от типа рельефа).

Ядерный взрыв в помощь

Самое неприятное, что если Апофис упадет завтра, то мы ничем не сможем защититься - на данный момент человечество не имеет эффективной системы по предотвращению астероидной угрозы. Если взять существующие наработки, то на ее создание потребуется 5-7 лет и порядка 6 млрд долларов. Соответствующий проект представил Российский Центр планетарной защиты в прошлом декабре. Заключается он в серии ядерных взрывов неподалеку от опасного объекта или даже на его поверхности. В результате болид будет или полностью уничтожен, или изменит траекторию полета. Для этого придется создать не только космический корабль, несущий ядерный заряд, но и мощную космическую обсерваторию и разведывательные спутники, которые позволят ученым рассчитать все с ювелирной точностью. На данный момент это самый реальный способ защиты от «космического подарка». Есть еще проекты суперлазеров, лучей смерти и даже системы стальных иголок вокруг Земли. Но это все на грани фантастики. С тем же успехом человечество может построить ковчег и улететь на Марс.

Факт

Ряд ученых считает, что падение астероида стало причиной вымирания динозавров. Назвают и место удара - территорию современной Мексики. Там обнаружен гигантский кратер Чиксулуб диаметром 180 км. Предполагается, что его оставил астероид диаметром 10 км. Ударная волна в этом случае могла достигнуть запредельные 100 тератонн в тротилловом эквиваленте. Это 2 млн раз меньше, чем крупнейшая термоядерная бомба в истории человечества - советская Царь-бомба.