Санкт-ПетербургПеременная облачность-3°C

Подземные этажи Петербурга

Подземная парковка
© Общественное достояние

Горожане отпраздновали День России. В честь даты часть улиц города были перекрыты для автомобилистов. Из-за этого интенсивность движения на некоторых участках в центре Северной столицы зашкаливала. Но и в будни дела обстоят не лучше, даже летом, когда часть горожан отправляется в отпуск, пробки продолжают отравлять жизнь петербуржцев. «Форпост Северо-Запад» уже разбирал зарубежный опыт, который помог бы Петербургу избавиться от дорожных заторов: одностороннее движение, выделенные полосы, создание велосипедной инфраструктуры и подземных автомобильных тоннелей. О последних поговорим более подробно.

Многие мировые мегаполисы практически исчерпали возможность роста вширь. Такой путь становится все менее экономичным и грозит обострением транспортной ситуации и другими проблемами с социальной инфраструктурой. Построив пару жилых кварталов на окраине, необходимо создавать поблизости культурно-досуговые, торговые центры, новые больницы, прокладывать новые коммуникации и прочее. Поэтому крупные города сегодня растут ввысь. Но и тут есть свои ограничения: далеко не все объекты в городе нуждаются в высотном расположении. И сейчас набирает обороты подземное строительство.

На три этажа вниз

По словам заведующего кафедрой «Тоннели и метрополитены» Петербургского государственного университета путей сообщения Александра Ледяева, строительство под землей условно можно разделить на три этажа: верхний, средний и нижний. На глубине 6-8 метров располагаются инженерные коммуникации: кабельные линии, теплотрасса, водопровод. Это своеобразный «минус-первый» этаж, который, в общем-то, уже давно освоен. Третий этаж - это метрополитен. Он тоже освоен, хотя петербургская подземка и уступает в развитии, например, московской. А вот на среднем этаже стоит остановиться подробнее.

Подземная парковка
© Общественное достояние

Располагается он на глубине 15-20 метров. В городах, которые практикуют подземное строительство, проложены автомобильные тоннели, торговые центры и общественные пространства. К сожалению, пока про Петербург сказать подобного нельзя. Строительство Орловского тоннеля - единственной магистрали, спрятанной под толщей грунта, отложили до 2039 года. Между тем лучшие умы Ленинграда еще в начале 70-х годов разрабатывали проекты подземного строительства.

«В те времена даже существовал «Проект планировочной организации и освоения подземного пространства города Ленинграда. Этот документ предусматривал ряд подземных магистралей. Например, Юго-Западный диаметр. Согласно плану, он должен был начинаться в Сестрорецке. На поверхность трасса выходила в районе залива, а далее шла по земле до Васильевского острова. Там, неподалеку от Горного института, дорога вновь уходила в туннель - на этот раз подводный, который вел в район Митрофаньевского шоссе. Под Кировским проспектом (ныне - Каменноостровский), согласно планам, собирались проложить дублирующую трассу. В районе Марсова поля она должна была спускаться в подводный тоннель, а дальше идти вплоть до Новой деревни», - поясняет Александр Ледяев.

Если бы проект реализовали, то практически весь центр Петербурга оказался бы свободен от автомобильных заторов. Но приступить к строительству во времена СССР так и не успели, а затем эта страна исчезла с карты мира. Ныне правительство города считает освоение подземного пространства делом дорогостоящим.

Если говорить о том же Орловском тоннеле, то его строительство оценивается в 115 млрд. рублей. С подсчетом выгоды от подобных проектов пока есть сложности. На данный момент все сводится лишь к пропускной способности и сокращению времени в пути, считает независимый автоэксперт Андрей Бояров.

«Орловский тоннель - слишком дорогостоящий проект. Центральный участок ЗСД с тремя мостами стоил немногим больше - около 128 млрд рублей. Мне лично нравится идея упрятать машины под землю, тем более что такой вариант доказал эффективность в том же Париже или Бостоне. Но здесь нужна принципиально новая система экономической оценки, которая бы учитывала множество критериев: экологический результат, психо-эмоциональные нагрузки водителей, выигрыш от сокращения бензина, уменьшение износа тормозов и прочее. Думаю, такая система ускорила бы освоение подземного пространства».