16:47 27.07.2017 - Леонид Сергеев
Поделиться
автобус
Фото © Форпост Северо-Запад /

Министерство транспорта РФ выступило с инициативой вернуть лицензирование всех видов автобусных перевозок. Поводом для неё стал рост числа ДТП с участием автобусов. Наиболее резонансные трагедии произошли в Забайкалье и Татарстане, каждая из них унесла жизни 14 пассажиров. Всего же в 2017 году в таких происшествиях погибло уже 115 человек. По мнению экспертов, необходимость получать лицензию повысит уровень ответственности руководства компаний, специализирующихся на нерегулярных перевозках.

Сегодня лицензированию подлежат только регулярные городские и пригородные виды сообщения. А заказными перевозками, которые связаны, например, с экскурсионным обслуживанием, может заниматься любой желающий при наличии в собственности или аренде транспорта. Зачастую такие рейсы выполняются на постоянной основе, при этом уровень квалификации водителей, управляющих автобусами, в ряде случаев оставляет желать лучшего.

Министр транспорта Максим Соколов, выступая 19 июля на совещании Президента России Владимира Путина с членами Правительства, отметил, что в целом динамика аварийности на дорогах за первую половину 2017 года позитивна. В частности, на 13% сократилось число погибших по вине водителей на регулярных маршрутах. В то же время количество ДТП с участием автобусов выросло почти на 50%, а при перевозках для собственных и служебных нужд рост аварийности и вовсе составил 63%.

В связи с резонансными ДТП в Забайкальском крае и Татарстане, МВД, Минтрансом и Ространснадзором были проведены масштабные проверки деятельности компаний и частных лиц, которые выходят в нерегулярные рейсы. По их итогам выявлено более тысячи нелегальных перевозчиков, возбуждено 26 уголовных дел по поводу незаконного предпринимательства и 500 уголовных дел по признакам оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Но этого, как считают в Министерстве транспорта, недостаточно.

автобус
© Общественное достояние

«После 2011 года, когда была отменена система лицензирования для заказных видов пассажирских перевозок и для собственных нужд, мы видим именно в этом секторе постоянный рост дорожно-транспортных происшествий, - говорит Максим Соколов. - В связи с этим Минтрансом разработан проект федерального закона, который вносит изменения в действующий закон о лицензировании, оно будет необходимо для всего автомобильного транспорта, оборудованного для перевозок более восьми человек. Этот законопроект в настоящее время проходит экспертизу в ГПУ. Он позволит, с нашей точки зрения, установить равные условия для всех автобусов, которые осуществляют и регулярные, и нерегулярные, заказные перевозки или перевозки для собственных нужд».

В ГУП «Пассажиравтотранс», которое не только обслуживает петербургские автобусные маршруты, но также специализируется на заказных перевозках, инициативу Минтранса полностью поддерживают. Во-первых, здесь уверены в том, что это позволит снизить аварийность на дорогах. Во-вторых, услуги фирм или частных лиц, которые не уделяют должного внимания безопасности, априори дешевле. Выбирая между надёжностью и стоимостью поездки, пассажиры зачастую отдают предпочтение более низкой цене. То есть речь идёт ещё и о демпинге.

«Нерегулярные перевозки необходимо контролировать, - говорит пресс-секретарь предприятия Татьяна Клепикова. - А к безответственным организациям, нарушающим требования безопасности дорожного движения, технической подготовки автобусов, персонала, оснащения ремонтной базы должны применяться жесткие меры. В случае принятия закона контролирующий орган получит возможность проверять соблюдение всех необходимых условий, как на этапе выдачи лицензии, так и в дальнейшем. Сегодня это обычная практика для компаний, осуществляющих регулярные рейсы. Заказные перевозки пока выпадают из правового регулирования, и недобросовестные компании могут не только демпинговать рынок, но и оказывать заведомо некачественную и небезопасную услугу».

автобус
© Общественное достояние

Перевозчики помельче отнеслись к инициативе Минтранса довольно настороженно. Ведь на данном этапе точно неизвестно, каковы будут требования к компаниям, планирующим получить лицензию. А значит никому из них не гарантировано безоблачное будущее. Правда, высказывать свои опасения официально никто из них не решился. Одни сослались на «отсутствие директора, который вернется из отпуска только в августе». Другие попросили перезвонить через 10 минут, но не взяли трубку. Третьи прямым текстом попросили ни в коем случае не упоминать название их фирмы в статье.

Сторонние эксперты в основном поддерживают идею лицензирования пассажирских перевозок. Но напоминают о том, что чрезмерное ужесточение правил в этой сфере может привести к исчезновению некоторых региональных маршрутов. Особенно в малонаселённой местности.

«В целом я поддерживаю лицензирование всех видов автобусных перевозок, так как это позволит повысить безопасность пассажиров, - ответил «Форпосту» на вопрос о целесообразности возврата к прежним правилам член Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин. - Лицензированию должны подлежать не только регулярные городские и пригородные виды сообщений. Уточню, что это не запрет на использование, к примеру, старой техники, это ужесточение контроля. Конкретно на туристической отрасли введение такой нормы не скажется отрицательно, если лицензирование пройдёт до начала туристического сезона».

Обсудить и поделиться