Перейти к основному содержанию

Андрей Кутепов: Россия не может позволить себе «дарить» Прибалтике свой грузопоток

Андрей Кутепов
© Форпост Северо-Запад

Потенциал роста экономики России в целом и Северо-Запада в частности, во многом связан с развитием портов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Сегодня интенсификации этого процесса мешает не только конкуренция с портами Прибалтийских стран, но также сложности, связанные с административными и таможенными процедурами, недостаточно развитая инфраструктура.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области расположены 6 морских портов, которые в 2016 году переработали около 225 млн тонн грузов. Это более 30 % от общей перевалки во всех российских морских портах. Прирост грузооборота составил 3,2%. Каким образом можно увеличить эту цифру? Прежде всего, естественно, за счёт перевода российских грузопотоков из морских портов Прибалтики. Там до сих пор перерабатывается более 40 млн тонн отечественных грузов.

Динамика здесь очевидна – за последние пять лет перевалка российских грузов в Прибалтийских портах сократилась более чем на 40%. Эта тенденция заставляет небольшие государства Балтийского региона искать новые формы работы с потенциальными клиентами, которые дают им преимущества в конкурентной борьбе за привлечение потоков в свои порты. Речь идёт, естественно, не только о российских грузах, но и о транзите через территорию нашей страны из Китая и Казахстана.

Справка: К 2020 году прогнозируется прирост грузооборота морских портов Северо-Запада примерно на 60 млн. тонн. Почти половина этого объёма должна быть обеспечена за счет переориентации потоков из Прибалтики. Эти цифры учтены в проектах по развитию морских портов Балтийского моря на 2017-2020 годы. Среди них – строительство к 2020 году морского терминала для перевалки минеральных удобрений в Усть-Луге мощностью 7 млн тонн, завода СПГ на берегу Лужской губы пропускной способностью 10 млн тонн, терминала по производству и перегрузке СПГ в порту Высоцка. Последний должен быть введён в эксплуатацию в следующем году. Ещё один важный проект - универсально-перегрузочный комплекс в морском порту Приморск. Параллельно с портовой инфраструктурой будет увеличена провозная способность железнодорожного транспорта, прежде всего, за счет комплексной реконструкции участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород, усиления пропускной способности магистрали Волховстрой – Мурманск и направления Дмитров – Сонково – Мга.

Сегодня в Прибалтике созданы очень лояльные условия как по таможенным, административным процедурам, так и по правилам перевалки и хранения грузов. В плане простоты оформления документов нам очень далеко до того же Вентспилса и Клайпеды, основные мощности которых были построены ещё при СССР, а сегодня приносят львиную долю в бюджеты Латвии и Литвы. Для того, чтобы успешно конкурировать с ними, нам, как воздух, необходимо упрощение административных и таможенных процедур в портах, повышение эффективности взаимодействия федеральных, региональных органов исполнительной власти и бизнес-сообщества.

Задача российских портов в этой ситуации - выработать стратегии для привлечения грузопотоков, повысить свою конкурентоспособность, реализовав планы развития портовой и припортовой инфраструктуры региона, упростив административные и таможенные процедуры. Это прекрасно понимает и Государственная Дума РФ, и Совет Федераций. Совместно с Министерством транспорта мы работаем над новыми законодательными инициативами, введение в действие которых должно повысить привлекательность российских портов для азиатских партнёров, прежде всего, Китая и Казахстана, и отечественных компаний. Ведь конкуренция – она не только в глубине фарватера, она ещё и в радушии принимающей стороны.

Нет сомнений, что в результате мы сумеем не только сохранить, но и ускорить тенденцию увеличения грузопотоков, проходящих через порты Северо-Запада России.

Председатель Комитета Совета Федерации РФ
по Регламенту и организации парламентской деятельности
Андрей Кутепов