Перейти к основному содержанию

Окраины Петербурга в ожидании скоростных трамваев и метро

В Генеральный план развития Санкт-Петербурга включён проект скоростного трамвая от Купчино до Шушар и Славянки. Это далеко не первое предложение, направленное на повышение доступности городских окраин за счёт легкорельсового транспорта, а не метро, которое строится крайне медленно. До сих пор реализовать задуманное не удавалось. Получится ли теперь?

В декабре 2017 года, судя по сообщениям на официальном сайте Санкт-Петербургского метрополитена, всех нас ждёт грандиозное событие – ввод в эксплуатацию второй очереди так называемой «фиолетовой» линии. Для пассажиров распахнут свои двери целых три станции: «Шушары», «Дунайская» и «Проспект Славы», а сам метрополитен получит в своё распоряжение современное электродепо «Южное».

В утверждении о том, что событие это действительно грандиозное нет ни доли сарказма, ведь в последний раз нечто подобное происходило аж в 2012 году. Тогда начали работать станции «Международная» и «Бухарестская». Открытие вестибюля «Спасской» и второго входа на «Спортивную», пожалуй, причислять к великим достижениям метростроевцев не стоит. Они, безусловно, повысили уровень комфорта пассажиров, но воспринимаются, скорее, как дополнительные опции к уже существующей инфраструктуре. Мы же говорим о создании нового уровня коммуникации для жителей тех районов Санкт-Петербурга, которые ранее были лишены возможности пользоваться метро.

В Москве за последние 6 лет было построено более 50 станций, у нас за тот же срок – четыре: «Обводный канал», «Адмиралтейская», «Международная» и «Бухарестская». Конечно, сравнение со столицей не вполне корректно, там на развитие транспортной инфраструктуры предусмотрены большие деньги. Тем не менее, возникает резонный вопрос: следует ли с таким упорством вкладывать средства именно в метрополитен? На Ржевке, Пискарёвке, Юго-Западе, ещё с советских времен лишённых нормальной транспортной инфраструктуры, и в новых гигантских районах, возведённых на окраинах города, вполне можно было бы строить магистрали для скоростных трамваев или других подобных типов транспорта.

Их возведение действительно гораздо дешевле, Например, в 2015 году стоимость 1 км линии метрополитена с двумя однопутными тоннелями (диаметр 6 метров) составляла 7,028 млрд рублей, стоимость аналогичного участка с двухпутным тоннелем (диаметр -10 м) - 6,253 млрд. Эти цифры были озвучены в ходе заседания Городского штаба по перспективному развитию метрополитена под председательством вице-губернатора Игоря Албина. Кстати, питерский метрополитен – далеко не самый дорогой. В Нью-Йорке 1 км, если перевести в рубли, стоит 18,5 млрд, в Токио - 13 млрд, в Париже - 9,3 млрд. В то же время стоимость километра линии для легкого рельсового транспорта – около миллиарда.

Так в чём же дело? Как отмечают многие эксперты, строительство трасс для скоростных трамваев или аналогичных видов транспорта тормозит низкая рентабельность их эксплуатации. И, как следствие, сложность привлечения к подобным проектам инвесторов. Бизнес не видит, каким образом он может вернуть вложенные средства и извлечь прибыль. Свежий пример - Московский монорельс, который в связи с убыточностью перешёл из транспортного режима обратно в экскурсионный. Интервал движения, начиная с января 2017 года, там составляет около получаса.

Тем не менее, в генеральный план развития Санкт-Петербурга включён проект скоростного трамвая от Купчино до Шушар и Славянки. Предполагается, что он будет реализован на основе государственно-частного партнёрства. Ещё одна магистраль должна связать с метрополитеном Колпино. В планах Дирекции по развитию транспортной инфраструктуры также строительство линий лёгкого рельсового транспорта, которые соединят северную столицу с Сертолово и Всеволожском. Первая будет начинаться у станции метро «Парнас», вторая – у «Ладожской».

Пуск ЛРТ до Всеволожска намечен на 2022 год. К этому времени метрополитен, если верить обещаниям, построит 9 новых станций. Помимо «Проспекта Славы», «Дунайской» и «Шушар», которые завершат формирование «фиолетовой» линии, это «Новокрестовская» и «Беговая» (2018 год), «Театральная» (без выхода на поверхность) и «Горный институт» (2019 год), а также «Юго-Западная» и «Путиловская» (2022 год).

Эксперты оценивают реалистичность заявленных идей с большой осторожностью. Они напоминают о том, что в генеральный план развития Санкт-Петербурга в своё время уже был внесён проект скоростного трамвая до Балтийской жемчужины, который так и остался на бумаге. Согласно планам развития метрополитена, принятым в 2011 году, Шушары должны были обзавестись собственной станцией метро ещё два года назад. А в 2020 году планировалось построить шестую линию от Обводного канала до Юго-Западной.

В концепции развития транспортной сети Санкт-Петербурга на ближайшие 20 лет говорится о том, что к числу основных проблем города относятся низкие темпы строительства метрополитена и недостаточное развитие скоростных видов транспорта. Особенно в районах плотной жилой застройки на границе города и области. Нет сомнений в том, что транспортная инфраструктура не поспевает за стремительным ростом новых кварталов и агломераций – Шушар, Кудрово, Мурино и других. И одна из основных задач властей северной столицы – ликвидировать это отставание. За счёт развития метрополитена, линий скоростного трамвая и пригородных электричек. Сегодня, к сожалению, многочисленные проекты, о которых мы слышим, по тем или иным причинам остаются нереализованными.