Перейти к основному содержанию

Пять миллионов рублей за билет в кино

кинотеатр
© Форпост Северо-Запад

Глава Минкульта Владимир Мединский заявил, что уже на следующей неделе законопроект о сборе за выход фильмов в прокат будет вынесен на общественное обсуждение.

Заявление продолжило череду инициатив, направленных на поддержку отечественного кинопроизводителя. Но представители прокатных компаний не слишком обрадовались и утверждают, что закон может буквально привести к смерти кинопроката в России. «Форпост» выяснил, как сборы за выходы фильмов в кинотеатрах повлияют на стоимость билетов и ассортимент киноменю.

Одним из возможных прообразов будущего документа может стать майская инициатива Минкульта. «Обязательное отчисление» в размере пяти миллионов рублей поверх госпошлины будут платить как российские, так и иностранные фильмы. Деньги пойдут «на развитие отечественного кинематографа» в Фонд кино, российские картины получат оттуда возмещение затрат.

Генеральный директор кинопрокатной компании «ПРОВзгляд» Яна Макарова рассказала «Форпосту», почему в введении подобного отчисления видит «убийство» кинопроката независимого кино:

«Ни одна картина с Канн, Венеции и лучших фестивалей мира не будет доступна для проката. И так для выпуска фильма в прокат мы, как прокатчики, тратим шестизначные суммы. Добавить к этой цифре ещё пять миллионов рублей не получится в большинстве случаев», - рассказала Макарова.

Missing материал.

Для того, чтобы выйти по окупаемости хотя бы «в ноль», картина должна собрать в России не менее 20 миллионов рублей. Если посмотреть на последние кассовые сборы, то за эту отметку переходит не так много фильмов. Причём цифра взята весьма условная, ведь, по словам Макаровой, прокатчик получает только половину выручки от кинотеатров.

Права на фильм иногда могут стоить 100 тысяч евро, плюс добавляются расходы на выпуск кино: материалы фильма, дубляж и субтитры, дизайн и печать полиграфии, логистика полиграфии и копий фильма в каждый кинотеатр, реклама ленты (радио, соцсети, баннеры и прочее) и зарплаты сотрудникам.

В глобальных негативных последствиях введения такого закона на всём кинорынке уверена гендиректор и совладелица компании «Экспонента фильм» Юлия Муравова. По её словам, пострадает не только независимое кино. В палитре фильмов может начаться «крен» в сторону массового «студийного» производства, направленного на то, чтобы всеми способами «отбить» свой бюджет, пояснила Муравова. Например, продакт-плейсментом или усиленным маркетингом.

Missing материал.

PR-менеджер кинопрокатной компании A-One Films Алёна Опрокиднева упомянула об ещё одной инициативе, которая может войти в новый закон - все фильмы в количестве менее ста копий налогом облагаться не будут. Данный факт существенно уменьшит результат наработки на копию (величины кассовых сборов фильма в расчёте на одну копию в кинотеатре — прим.ред).

Показатель наработки у A-One был «существенно выше» при выпуске фильмов количеством более ста копий:

«<В случае принятия закона>, все независимые прокатчики, для того, чтобы как-то выживать, должны будут выпускать фильмы <в количестве> менее ста копий, что, в общем, существенное ограничение», - рассказала Опрокиднева.

Режиссёр Алексей Герман-младший, рассуждая о новом законе, пояснил «Форпосту», что пятимиллионный налог — это хорошо, но не для всех.

«Есть фильмы фестивальные: Ханеке, <...>, братья Дарденны, Джим Джармуш и так далее. Вот эти фильмы облагать пятимилионной историей не стоит. <...> Российский зритель не увидит хорошее иностранное кино», - заявил Герман.

Missing материал.

В плате для «блокбастеров» режиссёр «ничего ужасного» не видит. Кинотеатры освобождены от уплаты НДС, взносы и пошлины минимальные: ситуация в России благоприятнее, чем за рубежом, отметил Герман.

По словам режиссёра, была бы интересна прогрессивная шкала оплаты. Нет смысла вводить одинаковую плату для фильмов, которые показали разные финансовые результаты в прокате.

«Если, например, какие-то деньги с прекрасного фильма “Человек-паук” в последствии пойдут на фильм замечательного режиссера <Юрия> Быкова, то я в этом не вижу ничего плохого», - добавил режиссёр.

Пока неизвестно, что появится в первой версии официального законопроекта, но не стоит забывать и о других инициативах Минкульта, которые озвучивались в СМИ в этом году.

Например, в январе 2017-го появлялась информация, что от оплаты сбора в пять миллионов могут освободить ряд иностранных картин, которые выберет специальная комиссия при Фонде кино. В начале лета СМИ опубликовали сведения о том, что крупные голливудские релизы могут ограничить в показах до 35% сеансов. Также на выступлении главы Минкульта Владимира Мединского 23 августа стало известно, что в законопроекте не будет статьи о повышении платы за прокатное удостоверение, которое составляет на сегодня 3500 рублей.

В общем, ждать осталось совсем недолго, и из первой редакции проекта станет ясно, какие стороны индустрии в России законопроект действительно поддержит, а кому составит некоторые трудности.