Перейти к основному содержанию

Появятся ли в Петербурге современные концертные залы?

Пьеха
© Форпост Северо-Запад / Александр Счастливцев

Торжественно отметив 80-летний юбилей Эдиты Пьехи, Петербург почти на два месяца остался без концертного зала, который вмещает хотя бы три тысячи человек. БКЗ закрылся до 21 сентября. Все его бабушки ушли отдыхать в плановый ежегодный отпуск. Кто отправился на тёплые берега и полезные воды, а кто - на грядки и огороды Ленобласти. Гастрольная жизнь в городе замерла, хотя гостей Петербурга не убавилось и поклонники звезд разной величины в одночасье не разлюбили своих кумиров, они бы с удовольствием ходили на их концерты и далее.

Однако серьёзные артисты первого эшелона российской эстрады абы где, в подворотне, петь не станут. У большинства имеются свои шоу-программы, постановки, оборудование, требования, райдеры и гонорары за выступления. Лозунг "Неважно где, а важно с кем!" в данном случае не работает. Артисты предпочитают сцены, приспособленные для использования современного оборудования, многофункциональные, подвижные во все стороны, глубокие и большие, чтобы можно было на них показать товар лицом. А на количестве посадочных мест в зале напрямую завязана выручка и заработок. Иностранные дивы предпочитают работать в стационарных концертных залах от 5 до 7 тысяч зрителей, тогда расходы и усилия организаторов гастролей окупаются.

Западные звёзды уровня Леди Гаги, Мадонны, Кристины Агилеры, Кэтти Пери, Адель и другие возят по миру свои проекты. Но, к сожалению, в наш город привозить шоу для показа их поклонникам некуда. Единственное полноценное выступление Мадонны в Петербурге состоялось на Дворцовой площади. И сопряжено оно было с тем, что кто-то очень похожий на директора Эрмитажа Михаила Пиатровского ходил, как приведение Керенского по залам Зимнего Дворца с шумомером, делая вид суровый и крайне неприятный для певицы и организаторов ее концерта.

Ни в один из существующих залов шоу подобного масштаба не помещается. Даже те два российских артиста, что соревнуясь между собой делают шоу достойного уровня (Киркоров и Басков), вынуждены секвестировать первоначальную версию того действия, которое "заточено" под масштабы и возможности сцены Кремлевского дворца съездов. В питерский БКЗ они привозят обрезанную по эффектам, красочности и размаху «дэкашную» постановочку.

БКЗ «Октябрьский» превратился из некогда главного коммунистического конгресс-холла "колыбели революции" в зал районных торжеств и юбилеев Ленинградской области с отрезами тканей для платьев Кадышевой и Шавриной на задниках сцены. Иностранные звёзды первой величины здесь не выступают, а российские едут от безысходности и безальтернативности (не петь же им в ДК им. Дзержинского).

Новые площадки в городе проектировались давно, но до реализации дошёл лишь один проект - строительство концертного зала тогда еще Ленинградского телевидения рядом со станцией метро "Пионерская", где возводился новый аппаратно-студийный комплекс телерадиокомпании. Но Господь не был милостив и к этому проекту: недострой телестудии продали и снесли, на его месте теперь торговый комплекс. Концертный зал сперва достался неким специалистам в сетевом маркетинге, а позднее был перепродан компании, которая его снесла и обанкротилась.

Не воплотились в жизнь и два других проекта: Театр Аллы Пугачевой и Международный культурный центр с концертным залом, выставочным центром и киностудией - "Дворец искусств" на Среднем проспекте Васильевского острова на месте аварийного бывшего трамвайного парка. Они утонули в пучине писем депутата ЗС Алексея Ковалёва и других сторонников декадансного плесневения, исповедующих теорию музеефикации руин в противовес созданию музеев и живых культурных пространств.

Спрашивается: что с культурологической и социально экономической точки зрения было бы выгоднее городу? Открытие новых выставочных пространств, производство фильмов и работа известных режиссеров, международные фестивали и праздники, концерты, форумы и конгрессы в обустроенных залах, или поросшие сорняком остовы мастерских для ремонта рельсового транспорта?

Для уничтожения проекта Театра Песни Аллы Пугачевой все те же депутаты использовали аргументы несколько иного свойства. Им не нравился масштаб здания, то, что оно занимает пустырь, и что его согласовала госпожа Матвиенко. Если бы из их перечня выпала Валентина Ивановна, не исключено, что своя сцена у Пугачевой все же появилась бы. Даже, невзирая на ироничные высказывания в твиттере автора проекта театра, продюсера Евгения Финкельштейна в адрес действующего губернатора Георгия Полтавченко. Типа того, что "молитвы не помогают губернатору убирать снег" и т.п.

Свою лепту в закрытие проекта венгерского миллиардера Демьяна Шандора по строительству Международного Дворца Искусств (ровно такой же Дворец господин Шандор построил в Будапеште и создал там фильм "Аватар") и в разрыве отношений города с театром Аллы Пугачевой некогда внёс бывший "культурный" вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи и его "культурная советница" Юля Стрижак. Им удалось не только услышать протесты депутатов, но и канализовать их, направив в нужное русло.

Теперь неформатные для петербургской сцены звезды смогут просто вычеркнуть Северную столицу России из своих гастрольных туров, изъяв город тем самым из контекста мировой культуры. А госпожа Стрижак, получившая прямо перед уходом из Смольного и отставкой господина Кичеджи в управление сцену Мюзик-Холла, отныне имеет шансы подзаработать, пристроив к своему учреждению времянку со сценой и видом на Зоопарк, чтобы Стас Михайлов с Надеждой Кадышева баловали маралов и ехидн своим оральным искусством. "Течёт ручей, бежит ручей, и я ничья и ты ничей!"

P.S. Уровень лучшего современного концертного зала Санкт-Петербурга ярчайшим образом характеризует видео с дня рождения народной артистки СССР Эдиты Пьехи, традиционно закрывающей сезон выступлений в БКЗ "Октябрьский". Этот праздник был похож на все что угодно (со всеми атрибутами на сцене), кроме как на радостное торжество.

Пьеха
© Форпост Северо-Запад / Александр Счастливцев

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции