Перейти к основному содержанию

Пора делить Министерство образования

Ольга Васильева
© Форпост Северо-Запад

Российское образование находится в состоянии реформирования последние тридцать лет, а стратегии развития как не было, так и нет.

10 октября министр образования и науки Ольга Васильева была приглашена на заседание Совета Федераций РФ. В рамках «правительственного часа» она рассказала о приоритетных направлениях работы Министерства и ответила на вопросы сенаторов.

Основная часть доклада была посвящена средним учебным заведениям. Проблемам высшей школы Ольга Васильева уделила буквально несколько минут в конце своего выступления, причём ответа на вопрос о том, каковы должны быть пути их решения не прозвучало.

Между тем, отечественная система высшего образования нуждается в новой парадигме. Сегодня ряд проблем вузов связан не с отсутствием финансирования, а с необходимостью оптимизации образовательных стандартов.

Например, нефтяники, металлурги, энергетики говорят о возросшем в последние годы дефиците квалифицированных инженеров. Он вызван, в первую очередь, переходом университетов на двухуровневую систему подготовки кадров – бакалавриат и магистратуру, резко снизившую уровень подготовки выпускников высших технических учебных заведений.

Само вузовское сообщество стонет от постоянного изменения образовательных стандартов, которые только за последние два года менялись четыре раза. По мнению преподавателей, это вносит серьёзный дисбаланс в учебный процесс и снижает качество подготовки студентов.

За комментариями мы обратились к члену Комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуре Дмитрию Василенко:

Василенко и Васильева
© Форпост Северо-Запад

«Двух мнений быть не может – нам необходимо возвращать в технические университеты пятилетнее высшее образование (специалитет). И создавать систему, когда молодые специалисты, которые приходят работать на предприятия после окончания вуза, в обязательном порядке закрепляются в качестве стажёров за опытными наставниками. Статус инженера они должны получать лишь через год или два, после того как сдадут экзамен экспертам профессионального сообщества.

Необходимо также выработать нормативные сроки действия образовательных стандартов – 4 или 5 лет. Это даст возможность выявить сильные и слабые стороны этих стандартов, учесть в их следующем поколении те или иные ошибки.

Сегодня же зачастую вводятся несовершенные образовательные стандарты, требующие корректировки. Например, с 1 января этого года профессора могут преподавать только по программам аспирантуры, ординатуры и дополнительной профессиональной подготовки. Возможность чтения лекций при подготовке бакалавров, специалистов и магистров для них не предусмотрена. А ассистенты, даже с ученой степенью, согласно этому стандарту должны преподавать только для бакалавриата, но не для специалитета. Конечно, это неправильно, это снижает качество подготовки студентов.

На заседании Комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуре, где присутствовала Ольга Васильева, мы чётко обозначили нашу позицию по ряду вопросов, связанных с реформированием высшей школы. Министр заинтересована в её поступательном развитии, готова рассматривать наши предложения. Мы договорились, что в ближайшее время Совет Федерации подготовит письменный запрос в Министерство, где будут чётко сформулированы основные задачи предстоящих реформ, которые давно назрели».

По мнению экспертов, даже возвращение специалитета и стабилизация образовательных стандартов не позволит решить все накопившиеся проблемы в системе высшего технического образования. Для более эффективного взаимодействия вузовского сообщества и федеральных органов власти необходимо разделение Министерства образования и науки на две части. Первая займётся решением проблем среднего и дошкольного образования, вторая – высшего. Лишь в этом случае наши вузы станут конкурентоспособными на международной арене и смогут готовить квалифицированных инженеров для отечественной промышленности.