Перейти к основному содержанию

Юрист: «Агрегаторы такси не несут ответственности за качество услуг»

Прошедшей ночью в Петербурге автомобиль «Яндекс.Такси» с пассажиром внутри упал в реку. «Форпост» обратился к юристу, чтобы выяснить, как действовать, если вы стали жертвой ДТП в машине таксомоторной компании и в агрегатор «Яндекс.Такси», чтобы узнать, что грозит водителю упавшего в воду автомобиля.

Ночью 17 ноября водитель автомобиля «Яндекс.Такси» потерял управление, в результате чего машина упала в реку Мойку. Спустя 20 минут, автомобиль начал тонуть. Не умевших плавать пассажира и водителя из воды подобрали вовремя подоспевшие спасатели. В результате оба мужчины были госпитализированы с переохлаждением.

Сервисы такси набрали огромную популярность за последние несколько лет. Многие жители крупных городов уже не видят смысл иметь собственный автомобиль, регулярно пользуясь услугами таксомоторных компаний. Однако, автомобили такси часто попадают в дорожно-транспортные происшествия, иногда с тяжкими последствиями. О том, как действовать в случае ДТП пассажиру, и с кого требовать компенсации, «Форпост» выяснил у юриста Сергея Носова и самого сервиса «Яндекс.Такси».

Missing материал.

Закон об обязательном страховании пассажиров такси пока не принят, а по своей инициативе тот же «Яндекс.Такси» страхует пассажиров всего в нескольких регионах, и Санкт-Петербург в их число пока не входит. Значит ли это, что пассажир такси в случае ДТП не получит компенсации?

— Даже если нет специальной страховки для пассажиров такси, у нас существует ОСАГО. Так что возмещение ущерба в любом случае есть. И если ответственен водитель, то возмещение ущерба и будет по ОСАГО. Кроме того, с него можно потребовать возмещения морального ущерба.

— Если автомобиль был оформлен именно как такси, то здесь ДТП можно рассматривать как ненадлежащее оказание услуг по закону о защите прав потребителей. Это если водитель работает как индивидуальный предприниматель или представляет организацию. Если же таксист действует как частное лицо, не зарегистрировавшись в качестве предпринимателя, то в данном случае будет гражданско-правовая ответственность, а закон о защите потребителей не будет распространяться. В таком случае будет ответственность по гражданскому кодексу, а она намного ниже.

А что Вы можете сказать об ответственности агрегаторов — Uber, «Яндекс.Такси», Gett?

— Понимаете, они тоже не хотят платить лишние деньги. И на данный момент их роль — в предоставлении информационных услуг. Так что, грубо говоря, они ответственность не несут. В этом и проблема. Она уже давно обсуждается, и в том числе среди таксомоторных перевозчиков и в потребительском сообществе, но законодательного закрепления это пока не нашло. И до тех пор, пока будет законодательного решения, они и не будут нести ответственности. В данном случае они просто информируют водителей о клиенте и наоборот. Как рекламное агенство не несёт ответственности за качество рекламируемого товара, так и агрегаторы такси за качество его услуг.

И что же тогда делать пострадавшему пассажиру?

— Ему нужно будет собрать все необходимые документы и обращаться в страховую компанию виновника ДТП. Но любой водитель в любом случае будет нести ответственность за пассажира, потому что это причинение вреда третьему лицу. То есть вне зависимости от того, виновен он в ДТП или невиновен. Это ответственность без вины.

— Тут уже не важно, такси это было или не такси, а являлся ли водитель участником дорожного движения. Потому что автомобиль, участвующий в дорожном движении — это объект повышенной опасности. И за ущерб третьим лицам водитель несёт ответственность вне зависимости от вины. То есть, если водитель такси попал в ДТП даже не по своей вине, то ему ущерб возместит виновник, а перед пассажиром они ответственны оба.

То есть пассажиру стоит требовать компенсации со стороны обоих водителей?

— Так как здесь солидарная ответственность, то пассажир может предъявить иск как обоим, так и одному из них, а второй уже сможет сам предъявить соответствующие требования другому водителю. А если водитель работает на таксомоторную компанию, то пассажир подает иск к компании.

«Форпост» поинтересовался у «Яндекс.Такси», какие меры принимаются в отношении водителей, если ДТП произошло по их вине, чтобы исключить повторение подобных ситуаций. Пресс-служба агрегатора подтвердила слова юриста.

— Пассажир может рассчитывать на компенсацию до 500 тыс рублей по ОСАГО — государственной программе страхования, которая была разработана специально для пассажиров автомобилей.

— Любое ДТП – это чрезвычайная ситуация, мы стараемся связаться и с водителем, и с пользователем, чтобы выяснить детали случившегося. Что касается водителей, то мы ограничиваем им доступ к системе до выяснения всех подробностей. Если вина доказана – то в зависимости от обстоятельств водитель либо навсегда отключается от «Яндекс.Такси» и больше никогда не может приезжать по заказам, либо направляется в Центр «Яндекс.Такси» для повторного прохождения обучающего курса и тестирования. Также мы обязательно проверяем таксопарк, в котором он работает, рейтинги и отзывы водителей о нем. В дальнейшем работе водителя и партнера мы уделяем повышенное внимание.