Перейти к основному содержанию

Нужно больше креатива

Смольный и ЗакС Петербурга спешат законодательно помочь малому бизнесу обустроиться в новых креативных кластерах города. Малый бизнес перемены одобряет, но к новому законопроекту относится настороженно.

В среду, 14 февраля, петербургское Законодательное собрание рассмотрит во втором чтении законопроект «О Фонде креативных пространств», внесённый на рассмотрение губернатором Георгием Полтавченко. Несмотря на то, что первое слушание проекта в последний день января сопровождалось жарким недовольством ряда депутатов, обращавших внимание на неясность некоторых положений документа, на внесение поправок было отведено только две недели.

Пока законодатели совещаются, «Форпост» решил узнать мнение экспертов рынка недвижимости и кураторов креативных кластеров по поводу новой правительственной инициативы.

Законопроект, напомним, был разработан комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга. По мнению его руководительницы Ирины Бабюк, развитие креативных кластеров поможет привлечь в городской бюджет дополнительные средства, восстановив при этом исторические здания за счёт частных инвесторов.

Missing материал.
Ирина Бабюк

Планируется, что город выставит на торги 20 тысяч квадратных метров неэксплуатируемой недвижимости. Они будут сданы в аренду с понижающим коэффициентом 0,01% от стоимости, предложенной на торгах. Проще говоря, исторические дома отдадут арендаторам по цене в сто раз дешевле их реальной стоимости. Единственное условие – для получения льготной ставки арендатор должен использовать под культурную, образовательную или творческую деятельность не менее 70% площади.

Устроим креатив

«На текущий момент инициатива выглядит положительно, но её механика непонятна, поэтому говорить об эффективности сложно. Множество вопросов вызывает перечень деятельности, которую законодатели отнесли к креативным пространствам. В некоторых местах его действительно любопытно и весело читать – непонятно, по какому принципу отбирались пункты перечня, какое отношение некоторые из них имеют к креативным пространствам в реальной жизни и почему другие сферы не попали в него», - рассказала «Форпосту» руководитель проектов девелопмента и развития территорий группы Becar Екатерина Тейдер.

По её мнению, весьма вероятно, что смежные виды бизнеса будут маскироваться под перечисленные в законопроекте и тем самым, не относясь к креативной сфере, облегчат себе жизнь.

С другой стороны, законопроект должен быть понятным для потенциальных арендаторов. Они должны не сомневаться в том, что, пожелав воспользоваться помощью государства, не утонут в рутине и бюрократии.

«Если процедура согласования получения льгот на размещение креативного пространства будет занимать полгода-год, в течение которых невозможно будет определить, каковы шансы на успех – мало кто будет вписываться в эту историю, и инструмент останется нерабочим. Если будет внятная, прозрачная и доступная для всех схема, то процедура сможет работать и помогать развитию креативных пространств и творческих инициатив внутри них», - добавила Екатерина Тейдер.

Руководитель «Центра Прикладной Урбанистики» Святослав Мурунов тоже оценил саму идею предоставления льгот положительно, однако и ему не ясно, какого рода бизнес сможет вписаться в такие проекты. Он посетовал на то, что хотя споры о значении понятия «креативная индустрия» в России ведутся уже давно, чётких законодательных определений ему нет.

По мнению урбаниста, неразбериха может привести к тому, что в креативный бизнес будут записывать всё подряд, либо к тому, что некая группа экспертов монополизирует право определять, что креативно, а что нет.

«То, что считается классической креативной индустрией на Западе, у нас не представлено или представлено в начинающем виде. Например, кинопроизводство, издательское дело и так далее. В списке «Центра Прикладной Урбанистики» 43 вида креативной деятельности. Но мы считаем их в зависимости от того, на каком уровне находится сама территория. Где-то к креативным зонам могут относиться, например, частные детские центры или специфические юридические услуги. Важно в законопроекте прописать, что считается средством производства и ресурсами в креативных индустриях. Нужна некая модель того, что такое креативная экономика и как она работает. И, конечно, надо это делать не две недели», - объяснил «Форпосту» Святослав Мурунов.

Missing материал.
Святослав Мурунов

При своём в целом положительном отношении к желанию помочь молодым бизнесменам, он отметил, что за стремлением принять закон побыстрее стоят политические мотивы:

«На мой взгляд, при принятии этого закона слишком сильно торчат политические уши: хочется как можно быстрее бросить кость креативной молодёжи, которая требует изменений».

Измерение креативности

Куратор пространств «Бертгольд Центр» и «Порт Севкабель» Роман Красильников к инициативе Смольного относится прохладно, если не враждебно.

«Отношение к закону отрицательное. Лучше от него не будет, даже хуже будет. Непонятно, как будет высчитываться креативность? Кто это будет определять? Кто будет за этим следить? Не получится ли так, что я сниму помещение, отремонтирую, проработаю какое-то время, а потом ко мне придут и скажут: что-то у тебя тут недостаточно креативно. А после этого потребуют взятку. Вообще, такое ощущение, что комитет по инвестициям придумал этот закон для себя, чтобы потом самим получить дешёвые помещения», - объяснил свою позицию молодой бизнесмен.

По его словам, претензии к законопроекту есть у многих предпринимателей, работающих в этой сфере. Комитет по инвестициям их выслушал, да не услышал, оставив всё как есть. Городскую недвижимость по льготной цене Роман называет «бесплатным сыром» и добавляет, что больше в мышеловку лезть не хочет, теперь действует осторожно и вот почему.

В конце 2013 года во дворе курируемого им кластера «Четверть» завязались настоящие уличные бои между арендаторами и неизвестными личностями, пришедшими их выгонять. Всё началось с того, что собственник помещения нашёл нового арендатора, посолиднее, а с Красильниковым и его резидентами решил расторгнуть договор. Представители «Четверти» подали апелляцию на расторжение и продолжили работать в ожидании окончательного вердикта. Но незнакомым крепким парням в спортивных штанах ждать не захотелось. В одно прекрасное утро они выбили двери «Четверти» и выкинули вещи её обитателей на улицу.

Missing материал.
Пространство «Четверть», 2013 год

Как рассказал Роман Красильников, случаи, когда молодой и неопытный бизнесмен снимает помещение, делает в нём ремонт, а потом ему указывают на дверь, происходят регулярно и это едва ли не бОльшая проблема для развития городских креативных пространств, чем высокая арендная плата.

В подобную ситуацию попадали и основатели пространства «Тайга», объединявшего около трёх десятков старт-апов, в том числе типографию, архитектурные студии, мастерские, шоу-румы, магазины и кафе. Оно открылось в 2011 году и, успешно пережив кризис, до поры до времени было одним из самых долгоживущих культурных кластеров города. Финал этой истории со-основатель проекта Марк Калинин называет «не вполне классическим».

«После 6 лет исправной оплаты аренды, замены коммуникаций, осушения затопленных цоколей особняка, замены окон, электропроводки в здании, право пользования объектом перешло не банку или отелю, а также креативному проекту, хоть и сугубо коммерческому: иммерсивному театру из Москвы, связанному с «Газпром-Медиа». Сможет ли новый закон исключить подобные ситуации?», - задал риторический вопрос Марк Калинин.

К законодательной инициативе Смольного он относится со сдержанным оптимизмом. Калинин надеется, что все белые пятна в проекте закона будут устранены путём совместной работы властей и заинтересованных горожан.

«В 2017 году совместно с Гёте-институтом в Санкт-Петербурге и Calvert Forum мы провели конференцию «Креативные города. Опыт Германии и России» – чтобы разобраться в определениях и создать диалог комитета по инвестициям и иностранных коллег, отвечающих за поддержку креативной индустрии в Германии. Мы пригласили спикеров из Германии и представителей комитета, но Ирина Бабюк, подтвердившая своё участие, на конференцию не явилась, диалога не состоялось. Есть слабая надежда, что он состоится в дальнейшем».

«Проблема не в законе»

Владелец группы компаний BS Art Development Group, объединяющей целую сеть городских креативных пространств («Флигель», «Голицын лофт», «Цархитектор» и другие), Александр Басалыгин рассказал «Форпосту», что законодательную инициативу о креативных пространствах он поддерживает обеими руками, но опасается, что исполнение нового закона может быть неидеальным.

«У города есть много хороших инициатив. Например, сделать велодорожки, сделать платные парковки в центре. Но вы сами видите, что новая велодорожка на набережной Фонтанки превратилась в бесплатную парковку. Я поддерживаю новую инициативу всеми руками и ногами. Но как она будет исполняться? Будут открытые торги, туда придут спекулянты и никто ничего не получит. На торги постоянно приходят люди, которые хотят деньги за то, чтобы не поднимать руку. Или приходят люди для того, чтобы за любые деньги перекупить право аренды здания, а потом пытаться его продать. Они пришли, попротягивали руки, а потом выставили этот дом, арендованный, условно говоря, за 1 рубль, за 60 миллионов», - объяснил Александр Басалыгин.

По словам предпринимателя, у него есть полное взаимопонимание и с Ириной Бабюк, и с другими городскими топ-менеджерами. Он не сомневается в их компетенции и искренности намерений помочь малому бизнесу и осовременить городскую среду. Проблемы в действующих проектах возникают только с районными властями.

«Если бюрократический аппарат будет лояльнее смотреть на разные креативные индустрии и не будет их постоянно наказывать, то и развиваться им будет проще.Например, в пространстве «Дом культуры имени Газа» мы строим контейнеры, временные модульные конструкции. К нам приходит районная администрация и постоянно нас штрафует за несогласованный элемент благоустройства. Нас штрафовали даже не только за эти контейнеры, но и по другим причинам, но если я вы об этом напишите, я думаю они опять придут и оштрафуют нас вдвойне», - пошутил руководитель BS Art Development Group.

Missing материал.
Рендер пространства «Дом Культуры»

Что будут перестраивать?

Пока не ясно, какие именно площади войдут в Фонд креативных пространств. В качестве возможных вариантов представителями Смольного назывались здания бывшего завода «Красный Треугольник» на набережной Обводного канала, а также дом №58-60А на Каменноостровском проспекте, дом №21А на Кадетской линии, корпуса Апраксиного Двора, дом № 11/72 на Курской улице, дом № 45А на проспекте Елизарова и бывшая казарма на улице Восстания в Кронштадте.

Вполне вероятно, что в будущем город включит сюда и опустевшие здания СИЗО «Кресты» на Арсенальной набережной. Выступая перед депутатами Заксобрания представитель губернатора Юрий Шестериков отметил, что анонсированные 20 тысяч квадратных метров - только пилотная часть проекта, который в будущем должен развиваться. Хочется верить, что эта пилотная часть будет выступать не в роли первого блина.