Перейти к основному содержанию

Алексей Герман: «Мы не делали из Довлатова борца с режимом»

Накануне мировой премьеры на Берлинале, «Форпост» поговорил с режиссёром фильма «Довлатов» Алексеем Германом о Чехове, иностранных фестивалях и «новом Марчелло Мастроянни».

В конкурсную программу Берлинского кинофестиваля, который пройдёт в столице Германии c 15 по 25 февраля, попал фильм петербургского режиссёра Алексея Германа «Довлатов», посвящённый нескольким дням из жизни советского журналиста, эмигрировавшего в США.

«Форпост» поговорил с создателем картины о роли родственников писателя в производстве фильма, иностранных фестивалях и о самой персоне Довлатова.

В последние несколько дней вас было сложно «поймать» для интервью. С чем это связано? Ведутся последние приготовления перед премьерой «Довлатова» в Берлине?

Это связано с тем, что мы сейчас дописываем новый сценарий. Не могу параллельно заниматься несколькими вещами, схожу сильно с ума.

Что-то сейчас сможем узнать о вашем новом проекте?

Пока нет, рано ещё.

Какова роль жены и дочери писателя, Елены и Катерины в создании «Довлатова»? Где-то читал, что они даже бывали на вашей семейной даче.

С Катей и Леной мы были знакомы давно, общались по Skype, но лично встретились только несколько лет назад, когда Довлатовы приезжали в Петербург. Тогда я и узнал, что когда-то они жили на даче у моих родственников. Мы делали картину, исходя из того, что от родных ничего не стоит скрывать. Елена и Екатерина знали об идее, смотрели сценарий, приезжали в Петербург, но не вмешивались в творческий процесс. Очень интеллигентно себя вели.

Missing материал.

Мне кажется, это очень неправильно и непорядочно, когда людям не говорят, о том, что об их родственниках снимается кино. Ведь ты называешь персонажа полным именем человека, но конечно, можно использовать собирательный образ. Родные всё равно должны знать.

Что послужило основой для сценария фильма? Произведения, воспоминания, свидетельства современников?

Он не был основан ни на каком произведении. Это - собирательный образ мнений, а не реальная история. Точнее, относительно реальная история в выдуманных обстоятельствах с вкраплениями цитат и прозы Довлатова.

Почему в итоге в фильме показано лишь несколько дней из жизни писателя?

Мы решили взять очень короткий период его жизни, чтобы не «размазывать», что тогда-то он родился, учился, женился, развёлся, уехал, приехал… Нам показалось, что лучше как-то локально подходить к вопросу.

На актёрских пробах к «Довлатову», как и перед работой над другими вашими картинами, вы дали артистам прочесть финальный монолог из пьесы Чехова «Дядя Ваня». Почему вы выбрали именно этот литературный текст, а не того же Довлатова?

Потому что это - первоначальный тест на актёра, сможет ли он хорошо и искренне прочесть монолог, чтобы у него что-то появлялось в глазах. Это показывает, насколько артист умеет управлять собой и быть убедительным в тексте.

Неважно, какой ты фильм снимаешь: про Довлатова, про инопланетян, главное, актёр должен быть хорошим. Как это проверить? У нас честное соревнование с артистами было.

Вы остались довольны игрой Милоша Марича, исполнившего роль Довлатова?

Он - очень талантливый актёр. Мне кажется, что он очень тонкий и настоящий, почти Марчелло Мастроянни.

Как взаимодействовал между собой интернациональный актёрский ансамбль на площадке? Все основывались на русском тексте и общались по-русски?

Очень много было диалога на английском. Но были также и на сербском, русском, польском, армянском. Все актёры - профессионалы и понимали друг друга.

Недавно стало известно, что роль дочери писателя, Екатерины Довлатовой в фильме исполнила 11-летняя дебютантка Ева Герр. Как вы нашли её?

Конечно, на момент съёмок ей было меньше лет. Мы очень долго искали девочку на роль дочери Довлатова. Но наш товарищ, Наташа Калашникова посоветовала её, и мы остановились на ней, выбрав актрису из 200 претенденток.

Missing материал.

Небольшой взгляд на предысторию. Когда вы впервые познакомились с творчеством писателя?

Я познакомился с его произведениями довольно поздно, лет в 25. Потом прочёл весь четырёхтомник Довлатова за два-три дня.

Первые идеи уже родились примерно в том возрасте?

Я никогда не думал, что сниму фильм о Довлатове, года до 2009-го. Сначала были какие-то идеи, что интересно было бы снять, потом забывал об этом. Были мысли, что это слишком сложно, но потом всё стало медленно получаться.

Как к вашей идее отнеслись российские и иностранные инвесторы?

Во-первых, у нас недорогое кино. Оно же снималось в Питере, декорации были выставлены в заброшенных домах, так как павильон не могли себе позволить. У нас есть и исторические костюмы, наша постановщик Лена Окопная месяцы провела на барахолках, например, на «Уделке». Мы просили помочь жителей города, нам приносили костюмы и предметы того времени.

Конечно, были люди, которые были радикально против того, чтобы снимали «Довлатова». Но проект поддержали, например, Константин Эрнст и Никита Михалков. [Губернатор Петербурга Георгий] Полтавченко сильно помог. Мне кажется, он очень хорошо к Довлатову относится. Я когда разговаривал с ним, помню, что он точно читал.

Как вы оцениваете шансы на победу «Довлатова» на Берлинале? По-вашему, будет ли кино про советского писателя интересно зрителям на Западе?

Шансы оцениваю довольно низко. «Довлатов» - русская картина с русской проблематикой, которая будет непонятна на Западе, особенно англо-саксонской публике. Она не «экспортная», там есть вещи, которые сложно осознать [иностранцам - прим.ред.].

Ведь существует «экспортное» кино, такой русский «китч», который всё упрощает для западного сознания, менее синтетичного, как мне кажется. Поэтому очень не думаю, что это действительно зацепит жюри.

В каком же стиле фильм про Довлатова пришёлся бы по вкусу западной публике?

Конечно, в нём не было бы чтения стихов, которые у нас иногда читают по минуте. У нас много музыки. Наверно, более жёстко была бы показана советская власть. Я помню, как моего отца «запрещали». Его не пытали в застенках - кричали, группу лишали денег, но гвозди не вгоняли. Другое дело, что с Бродским поступили страшно, а с Довлатовым поступали бессмысленно и менее страшно.

Мы не делаем из Довлатова борца с режимом. Ведь писатель сам говорил, что «больше коммунистов я не люблю только антикоммунистов». Довлатов был человеком, который пытался с этим жить. Его история сложнее, надо соответствовать его образу.

Missing материал.

О Западе мы упомянули. А чем «Довлатов» станет интересен нашему зрителю?

Я думаю, что Довлатов для очень многих людей - это такой «товарищ», человек, с которым ты сидишь за одним столом. Он - тот, с кем ты дискутируешь и проведёшь время. Он, скорее, тебе друг, а не «преподаватель». Если есть какие-то почитатели Довлатова, то они наверняка пойдут в кино.

Конечно, он не спортсмен. Но тем не менее, мне кажется, что замечательные писатели не менее важны, чем участники соревнований, к которым я отношусь с глубочайшим уважением.

На вопрос «Форпоста» о том, с чем связано изменение времени начала проката «Довлатова» в России с 1 марта на один прокатный уик-энд (с 1 по 4 марта), Алексей Герман предложил обратиться к продюсерам картины. Ближайшая пресс-конференция состоится 13 февраля в Москве.

Премьера «Довлатова» на Берлинале состоится 17 февраля.