Перейти к основному содержанию

Несветящийся маяк: почему чипы для автомобилей не стали противоугонным устройством №1

GPS-маяки для машин, получившие в народе название «закладок», появились на рынке около 7 лет назад. За это время продукт совершенствовался и привлекал внимание автомобилистов, но массовой популярности так и не приобрёл, а большинство водителей до сих пор предпочитают ограничиваться более традиционными способами защиты своих машин. «Форпост» попытался разобраться, почему.

Маяки иногда называют противоугонными, но это не совсем корректно. Скорее, это устройства для нахождения уже угнанных транспортных средств.

Автолюбитель прячет «закладку» в автомобиле, и она время от времени отправляет владельцу сообщения со спутниковыми координатами своего месторасположения. Это основной, общий принцип работы устройств.

Различаются они по способу передачи сообщений: некоторые отправляют смс с координатами локации и/или ссылкой на google-карту, другие работают через интернет-приложения. Кроме того, «закладки» различаются режимом работы. Обычно маяки находятся в спящем режиме, что усложняет их поиск для грабителя, а сообщения с координатами отправляются либо несколько раз в сутки, либо раз в сутки, либо раз в несколько дней.

«Кроме этого, есть ещё устройства с режимом «поиск», это когда маяк переходит в активный режим по команде владельца и только после этого начинает передавать своё текущее местоположение и строить маршрут», - рассказал «Форпосту» технический директор компании-разработчика маяков Magic Systems Евгений Носовицкий.

По словам менеджера сервиса «Угона.нет», занимающегося установкой противоугонных систем, Дмитрия Андреева большой популярностью начинают пользоваться маяки Finder Chip. Их владельцы, объединившиеся в сообщество Finder Club, через собственное интернет-приложение помогают друг другу искать угнанные транспортные средства.

«Если машину угнали, владелец может нажать специальную кнопку в приложении. Тогда информация об этом автомобиле распространится по приложению. Если кто-то случайно заметит машину у себя во дворе или, увидев координаты, поймёт, что это в его городе или районе, он сможет прибыть на место, сфотографировать автомобиль и получить денежное вознаграждение от клуба – 15 000 рублей», - рассказал Дмитрий Андреев.

Проект Finder Club запустило Сообщество поиска угнанных автомобилей (СПУА), аффилированное с сервисом «Угона.нет». По данным Сообщества, в Петербурге СПУА объединяет 11 455 пользователей. По словам Дмитрия Андреева, примерно столько же человек скачало приложение Finder Chip.

Тем не менее, в народе сильно убеждение, что дополнительные меры безопасности, к которым относятся и gps-маяки, необходимы, скорее, владельцам очень дорогих автомобилей, которым не жалко потратить несколько тысяч рублей ради своего спокойствия. Сегодня приобрести маячок можно от 4000 рублей, ещё порядка 1000 рублей уйдёт на установку, если вы решите обратиться к профессионалу.

Missing материал.

Руководитель региональной общественной организации «СПБ.АВТО» Святослав Данилов полагает, что маяки в народе не получили славу самых эффективных средств по защите автомобилей, потому что «закладки» слишком сложно спрятать надёжно. Грабители при этом уже научились с ними бороться.

«Маяк легко глушится. Если его вставить в цепь питания автомобиля, то он очень легко распознаётся специальными устройствами. Даже если он не интегрирован в электросеть автомобиля, то всё равно ставится специальная глушилка. Да, можно узнать, где был ваш автомобиль до того, как отключили маяк. Если угонщики были не очень аккуратны, то машина найдётся где-то рядом с тем местом, где его оставили. Но зачастую они научены опытом и всё это довольно быстро обходят», - объяснил Святослав Данилов.

Не согласен с ним техдиректор компании-разработчика маяков Евгений Носовицкий. Он уверен, что глушилок бояться не стоит.

«Любой угон начинается с включения глушилки gsm. В процессе перегонки машины ни один маяк, как правило, на связь выйти не может. Потом угонщики ставят машину в отстойники, ищут в доступных местах маяки и если их не находят, то обычно оставляют на улице на 2-3 дня, на случай, если маяк сработает и машину найдут. Мы так нашли большое количество транспортных средств. То есть глушилка не будет работать постоянно, рано или поздно её выключат. Как правило, она работает несколько часов или день, если машину перегоняют в другой регион», - отметил эксперт.

Тем не менее, GPS-маяки среди большинства автомобилистов воспринимаются как дополнительная мера защиты, перестраховка для тех, кто уже установил сигнализацию. Некоторые эксперты отмечают в этом роль страховых компаний.

«Страховые компании страхуют рисковые машины только при условии, что есть охранная система. Если нет охранного комплекса, то машину не застраховать. А маяк может только входить в состав этой системы, но не быть её заменой. Страховщикам важно, чтобы машину не угнали, потому что никому не интересно найти её через месяц с перебитыми номерами. Страховой компании в таком случае с ней делать будет уже нечего», - объяснил разработчик маяков Евгений Носовицкий.

Справедливости ради отметим, что часто страховые компании предоставляют скидки по КАСКО при установке комплексов систем безопасности, включающих gps-маяки, стимулируя таким образом продажу этого оборудования.

Missing материал.

Однако председатель городского автоклуба «А24» Денис Шубин считает, что «закладки» лучше прятать самостоятельно, уже после того, как в машине была установлена противоугонная система. По мнению эксперта, это необходимо для перестраховки от злоумышленников, маскирующихся под установщиков сигнализаций.

«Не секрет, что много автомобилей угоняют, потому что те, кто устанавливают сигнализацию, потом дают наводку на эти автомобили. То есть установка сигнализации не даёт гарантии, что её установщик не окажется злоумышленником. В данном случае этот фактор нивелируется, потому что «закладку» вы закладываете сами, либо это делают ваши доверенные лица. В этом секрет их успеха и смысл их использования», - отметил автоэксперт.

Это же и основная причина, почему автомобили не продаются с уже встроенными «закладками». Если их начнут прятать на заводе, то грабители будут знать места, где искать маяки и весь смысл продукта потеряется. Однако эксперты отметили, что дилеры BMW в России имели опыт продажи машин со встроенными маяками, но большого успеха он не имел.

В то время как частные владельцы машин смотрят на маяки как на лишнюю и не всегда эффективную роскошь, продукт пользуется большИм спросом у лизинговых и прокатных компаний. Всё чаще маяки устанавливают и на лёгкие транспортные средства, например, снегоходы, скутеры и даже велосипеды, а также на спецтехнику и грузовые контейнеры.

За и против

Выяснив мнения всех экспертов, можно выделить основные плюсы и минусы использования gps-маяков.

ЗА

1. Возможность быстро выяснить, где находится автомобиль.

2. При грамотной установке маяка, его очень сложно найти, поскольку устройства компактны.

3. Большую часть времени устройство «спит» и его трудно распознать сходу.

4. Невысокая цена - в интернет-магазинах их можно приобрести от 4000 рублей.

5. Управлять «закладками» можно с помощью мобильных устройств.

ПРОТИВ

1. Опытные и терпеливые грабители научились бороться с «закладками». Сначала они включают «заглушку», затем загоняют украденную машину в экранированный гараж и проверяют gsm-активность индикатором поля.

2. Большинство маяков показывают только приблизительное местоположение машины. Если её оставили на территории гаражного кооператива, то найти нужный гараж уже не получится.

Главное помнить, что «закладки» лишь помогают находить автомобили, но не защищают их от угона, а потому лучше использовать их в комплекте с охранной системой. С другой стороны, лишнее устройство в машине - лишняя головная боль для грабителя.

Наконец, «закладки» могут сильно выручить вас, если вы сдаёте своё авто в аренду. Кто знает, какой клиент может попасться и что у него на уме? А вот узнать, где он оставит автомобиль можно будет без особого труда.