Перейти к основному содержанию

Школа – это оркестр под управлением любви

В марте в Петербурге состоится международный образовательный форум. Городская гимназия №56 станет одной из дискуссионных площадок, на базе учебного заведения пройдут несколько пленарных заседаний.

Корреспондент «Форпоста» встретился с председателем совета Академической гимназии №56, основательницей школы Майей Пильдес и выяснил, что ей не нравится в современной образовательной системе, какой должна быть школа через десять лет и почему каждое учебное заведение не может быть похоже на её гимназию, которая напоминает образовательный Эдем.

Missing материал.

Вы неоднократно говорили, что ваша гимназия – «школа радости», что это значит?

- Всё очень просто, главная задача любого образовательного учреждения - добиться высоких образовательных результатов. Это важно для школы, родителей, детей. Как вы будете учиться там, где угнетающая обстановка, где люди не улыбаются, где нет предмета для радости? Можно ли хорошо учиться в такой школе? Ничего нельзя делать, когда вокруг плохое настроение. Поэтому школа, и высшая в том числе, должна быть местом для радости. Чтобы не было двоек и был результат, должно быть радостно.

Не всем школам удаётся этого достичь. Почему одни учреждения могут сделать детей счастливыми, а другие нет?

- Я считаю, что классическая система школьного образования, которая сложилась несколько сотен лет назад и была придумана Яном Амосом Коменским, прекрасна. Ничего плохого в ней нет, и в стандартном уроке ничего плохого нет. Знаете, я не критикую эксперименты, ведь у каждого свой путь. Но сама я приверженец системы классического образования. В ней можно от чего-то отходить, но это в деталях. Например, мы стали иначе преподавать музыку, ведь музыка – особенной предмет. Не случайно российская школа пришла к профильному обучению, потому что кому-то лучше даются русский и история, кто-то обожает математику, а кто-то биологию. И слава богу. Пускай в старших классах выбирают и чувствуют себя хорошо от того, что занимаются тем, что нравится.

Разве счастье школы в том, что можно выбирать предметы?

- Расскажу вам про «Я-концепцию», которую мы придумали давным-давно. С первого по четвёртый класс ребёнок говорит «я люблю свою школу», в средней школе он говорит «я люблю и умею учиться», а в старших классах «я выбираю свою будущую жизнь и хочу учиться дальше». Если поэтапно получается сделать, чтобы дети так думали, то выходит всё правильно и у детей получится быть счастливыми.

Ведь в этих посылах очень большой позитив. Что может быть светлее и радостнее? Я считаю, что главная задача школы – воспитать и выпустить такого подростка, который хочет учиться дальше, чтобы школа не убила это желание.

Но ведь не всем нравится учиться.

- Есть дети у которых учиться получается хуже, но ведь смотря чему учиться. Если родители слушают своего ребёнка, то они подберут ему соответствующее учебное заведение. Очень многие люди любят работать руками, так и надо подбирать им ремесленную школу, а потом ребёнок пойдет в соответствующее училище и будет рад, для счастья не обязательно учиться в гимназии.

Это в советское время, очень хорошая была школа, но она была единая трудовая политехническая школа. Одна для всех, почему так? А где место гуманитариям? Важны любые профили. Родители, психологи и педагоги должны увидеть любое дело, которое интересно ребёнку, чтобы помочь ему это зацепить и в этом потом развиваться.

Missing материал.

Вы говорите про модернизацию российской системы с её профильным делением, но вы ранее заявляли, что вы против реформ в образовании, объясните свою позицию?

- А когда подвести итоги этим реформам? Я не против нового, ведь я не ретроград, напротив, я каждый день сижу и думаю, что бы ещё такого сделать, чтобы шагнуть вперёд. Школа, знаете, это почва, которую нужно всё время культивировать. Но это не должно быть бесшабашно. А у нас как? То мы вводим новые предметы, то мы увеличиваем количество часов, то меняем концепцию, то переносим темы из класса в класс. Нет, ну давайте уже остановимся!

Я за то, чтобы школа была современной. Вот в чём нельзя останавливаться, так это в оснащении. Сегодня век современных технологий, общество должно быть цифровым. Я это определение использовала ещё лет 12 назад (прим. ред - цифровая школа). Мы первую доску интерактивную получили в 2006 году. Так у нас теперь дети учатся, которые мела и зелёных досок вообще не знают. У них на стенах три проектора и все эти технологии в руках с самого детства.

В этом останавливаться нельзя, а вводить новые предметы и придумывать непонятно что - хватит уже. Пора подвести итоги, навести порядок с учебниками. Нам есть, что делать. В плане техники нужно идти вперёд, а во всём остальном школа – место, где главенствует добрый и разумный консерватизм.

Missing материал.

Это в вашей гимназии так, а в остальных школах?

- Мы говорим, что у нас здесь – стандарт петербургского образования и всё делается для того, чтобы оно было современным. Наша школа не одна такая, мы может в чём-то первые, но многие подтягиваются к нам.

Через сколько лет обычные школы догонят ваш стандарт?

- Вы знаете, мне трудно что-то тут сказать, кто хочет, тот догонит, потому что манна небесная ни на кого не сыпется. Возможности у города хорошие, но они не безграничные. Но есть ещё конкурсы и гранты. Нас, например, очень поддерживает депутат Вячеслав Макаров. Я всегда к нему обращалась, он помогал нам выделять деньги. Вот он всегда говорит, что для тех, кто просит, средства найдутся.

Я на этот счёт знаю хорошую фразу – «Не могу живёт на улице Не хочу». Я же тоже не волшебник и тоже не всё могла, и сейчас не всё могу. У нас никогда лишних денег не было. Только вот, мы лучше стены каждый год красить не будем, у нас и так чистота и порядок, а потратим деньги на оснащение. Сегодня директор вправе перераспределить деньги, вот так мы и делаем.

В будущем какой вы видите среднестатистическую российскую школу?

- Хочу вам сказать, что я её всегда вижу одинаковой по своей сути. Школа - это место счастливых людей. Для меня это принципиально, потому что умного может воспитать только умный, счастливого только счастливый, доброго только добрый, успешного только успешный, никакой другой формулы я не знаю.

Я недавно была на встрече, где утверждали, что в школе должно быть трудно учиться, так вот я никогда с этим не соглашусь. Не хочу сказать, что должно быть легко, но должно быть радостно. Само познание должно быть таким, и человек, который несёт знания, должен быть радостным и открытым. Никуда учителя не денутся через 10 лет, потому что цифровая школа их не заменит, а значит, они должны быть счастливыми. Это принципиальный подход.

Повторюсь, что в плане оснащения через 10 лет школа должна быть ещё более современной, а что касается преподавания, то всё неизменно – образование нужно строить на любви, потому что школа - это оркестр под управлением любви. Все должны любить друг друга. В этом новаций быть не может, она может быть одна – увеличивать эту любовь. Я такой вижу школу. И у нас много директоров в Петербурге, которые верят в это, как и я.

Missing материал.

Какую оценку вы готовы поставить системе городского среднего образования?

- Для того, чтобы нам было к чему стремиться, надо поставить хорошо с плюсом, иначе никогда не добиться оценки отлично. У нас хорошо с плюсом! В чем плюс? Это не из реверансов руководству, но я должна сказать вам, что у нас в городе много делается для образования. Я регулярно общаюсь с представителями других регионов и знаю, как бывает ещё. Понимаете, наверное, делать больше уже нельзя. Это как дома – всё хочется купить, но чего-то всё-таки мы не можем себе позволить.

У нас в городе есть внимание к учителям. Очень важно, что тут исполняются майские указы, они не всюду реализуются, а у нас вот нет задержек по заработной плате, средняя оплата по городу для учителей выдерживается, и это уже больше 50 тысяч. Это большое дело.

Много делается для того, чтобы открывать новые школы. Причём эти школы всем оснащены. Там есть всё, что только можно придумать. Школы в Петербурге открываются разные. В Приморском районе, например, осенью начнёт работу школа с инженерным уклоном, это что-то новое и интересное. Там знаете, как современно будет, просто 25 век. И потом, у нас все эти дома творчества юных не просто есть, они реально работают. В ближайшем будущем откроется центр по работе с одарёнными детьми.

Отмечу, что интерес к петербургскому образованию очень велик в стране, а это говорит о том, что у нас не просто хорошо, а хорошо с плюсом.

Есть всё-таки что-то, что вы бы изменили немедленно?

- Есть, но это не зависит от Петербурга, если бы зависело от города, поверьте, мы бы уже всё сделали. Сейчас очень тяжёлая ситуация возникла после принятия закона об образовании и последующих подзаконных актов. Получилось так, что школа оказалась абсолютно бесправной. Такого быть не может, мы не можем оставить ребенка на второй год, если родители не согласны. Ребёнок прогуливает школу, а ему поставить два нельзя, потому что его нет и поставить «не аттестован» тоже нельзя.

Школе нужны права. Да, могут быть и злоупотребления, но они всегда могут быть. Это не проблема Петербурга, это проблема страны.

В конце разговора корреспондент «Форпоста» спросил у Майи Пильдес, почему в этот мир школьного счастья так неохотно идут новые учителя, почему педагогика давно перестала быть престижной профессией в общественном сознании. Ответ был прост: «Они не знают, что такое счастье, а я знаю».