Перейти к основному содержанию

Михайловский театр: от императора к Мейерхольду и Шнуру

Артисты одного из главных петербургских театров отмечают вековой юбилей, принимают поздравления и готовятся к масштабному концерту в свою честь. «Форпост» вспоминает самые важные этапы становления оперной труппы «Михайловского».

В среду, 21 марта исполнилось ровно сто лет с момента создания оперной труппы Михайловского театра в Петербурге. Коллектив уже поздравил со столетием президент Владимир Путин. Тем временем артисты «Михайловского» вовсю готовятся к масштабному гала-концерту, на котором зрители смогут увидеть редкие исторические кадры. Видеоряд подготовил режиссёр мультимедиа Глеб Фильштинский.

История возникновения и развития оперной труппы одного из старейших театров города многогранна и насыщенна. Какой путь пришлось пройти «Михайловскому» изучил «Форпост».

Период первый – Императорский

Missing материал.

Михайловский театр или Малый театр оперы и балета был открыт 8 ноября 1833 года балетом «Амур в деревне» балетмейстера Алексиса Бланша. На первом представлении присутствовали Император Николай I с супругой и великие князья, в качестве зрителей были также приглашены ведущие деятели культуры того времени, например, поэты Василий Жуковский и Пётр Вяземский.

Первые годы театр использовали как концертное помещение. Несмотря на то, что «Михайловский» носил звание третьего императорского театра, после Мариинского и Александринского, долгие годы у него не было собственной труппы. Так, с конца 1870-х годов до 1917 года на его сцене регулярно выступала французская труппа и приглашённые немецкие артисты. Репертуар включал в себя новинки парижской сцены. Однако после октябрьского переворота актёры покинули сцену «Михайловского».

Отметим, что в первый период истории театра на его сцене не раз дирижировал австрийский композитор Иоганн Штраус.

Период второй – Советско-новаторский

Missing материал.

После смены власти с царских лож театра были демонтированы короны и вензеля. А в 1918 году у «Михайловского» впервые появилась собственная оперная труппа. В 1920-м году её возглавил Самуил Самосуд. В период его деятельности про театр говорили, как про «лабораторию советской оперы».

Премьеры Самосуда в 1930-е годы стали знаковыми для истории. При нём в репертуар вошли «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича. Мистическую оперу «Пиковая дама» Петра Чаковского в 1935 году удалось поставить культовому режиссёру Всеволоду Мейерхольду. Считается, что после этой премьеры началась история экспериментов музыкальной сцены.

В военные годы театр был эвакуирован, тем не менее с 22 июня по 7 августа 1941 года было организовано 135 концертных бригад, которые дали для бойцов и командиров фронта 296 концертов. В августе того же года «Михайловский» был вывезен в Оренбург, где находился до 1944 года. До этого момента его помещения использовала комиссия по сбору тёплых вещей для фронта.

Особенная страница в истории Михайловского театра была открыта в 70-80-е годы прошлого столетия. В тот период на сцене театра появился современный балет. Постановка Олега Виноградова «Ромео и Джульетта» получила мировое признание. Режиссёр Юрий Любимов поставил на сцене театра балет «Ярославна», смелое прочтение истории Руси также осталось в числе новаторских спектаклей сцены.

После своего блестящего периода многие годы «Михайловский» был площадкой традиционного балета. Со временем в театральной среде начали говорить о так называемом периоде литургического сна.

Период третий – Современно-популярный

Missing материал.

За свою историю Михайловский театр неоднократно менял имена: первый раз театр переименовали в 1920 году, тогда он получил название Государственного академического театра комической оперы. В 1921 году он был переименован в Малый академический театр, а в 1926 году — в Ленинградский академический Малый оперный театр (МАЛЕГОТ). Ещё одно название было присвоено «Михайловскому» в 1989 году - тогда ему дали имя русского композитора Модеста Мусоргского. С 2007 года театр носит название Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского — Михайловский театр.

В 2007 году его не только переименовали, но и обеспечили новыми руководителями труппы. Балетную часть возглавил знаменитый солист балета Фарух Рузиматов, а оперную - певица Елена Образцова. Вместе с этими людьми театр начал искать новые формы выражения. Отметим, что свои посты знаменитости занимали не долго, они оставили их, чтобы стать советниками генерального директора по художественным вопросам.

Последние годы «Михайловский» старается не отставать от современных тенденций. Так, в 2013 году на юбилее театра выступила группировка «Ленинград» со специальной программой. Музыканты, известные своей эпатажностью, в тот вечер переименовались в «МАЛЕГОТ» и доказали, что театр готов следить за современными тенденциями.

Труппа Михайловского театра за свою столетнюю историю претерпела несколько десятков различных изменений. Сегодня артисты театра с успехом гастролируют по всему миру, собирают аншлаги на премьеры и классический репертуар.