Санкт-ПетербургСолнечно+17°C
$ЦБ:71,88ЦБ:78,44OPEC:28,43

Владелец первой частной скорой в Петербурге о хамстве на дорогах и платной медицине

Скорая помощь
© Общественное достояние

В Петербурге в рамках проекта «Личный пример» 22 апреля состоится встреча с генеральным директором старейшей в городе частной скорой помощи «CORIS» Львом Авербахом. В «Буквоеде» на Невском проспекте, 46 предприниматель поделится со всеми личным опытом и расскажет, как входить в сложные сферы бизнеса. «Форпост» поговорил с руководителем частной медицинской помощи и узнал, как часто пациенты нападают на врачей, почему россиянам стоит реже вызывать скорую и есть ли смысл в полном переходе на платную медицину.


- В апреле 2018 года президент Владимир Путин поручил правительству ужесточить ответственность за нападения на медиков. Насколько это актуально для ваших врачей, и есть ли инструкции на этот счёт ?

У нас коммерческая скорая, и поэтому наши врачи меньше сталкиваются именно с такими пациентами. Если подобные ситуации и бывают, то не больше двух раз в год. Это связано, наверное, зачастую с непониманием нашей работой и с хамством. Чаще наши сотрудники встречаются с этим во дворах и на дорогах, эти многочисленные случаи доходят до СМИ. Наши машины не пропускали на дороге, подрезали и не пускали во дворах. Тут нет инструкций, врач просто сам пытается урегулировать конфликт, если не получается - вызывает полицию. Больше действенных способов защиты нет. Вообще по всей стране очень много таких историй происходит, и тут, мне кажется, люди просто должны понять, что такая машина однажды будет ехать и к ним.

скорая
© Общественное достояние

- Вы упомянули проблему с проездом скорой во дворах - вы видите попытки исправить ситуацию?

Для нас, конечно, очень актуально, дворы такие, что там пройти невозможно, не то, что проехать. Всё заставлено - газоны, дорожки. Скорая - большой автомобиль и ему очень сложно проехать, а зимой, например, вообще невозможно. Это обсуждают несколько лет уже, и ничего не меняется. На мой взгляд, этот вопрос не решить. Тут две главные составляющие, люди и инфраструктура. Нужно строить шире проезды во дворах, обеспечивать людей парковками, тут нужно целую серию проблем решать. Тут даже штрафовать не поможет.

- Эту проблему научились решать за рубежом?

В Испании и Италии, к примеру, есть выделенная широкая полоса справа, и когда скорые едут, машины могут туда переместиться. Во Франции как только автомобилисты слышат звук сирены, там весь ряд разъезжается, все в кювет съезжают. Скорой даже притормаживать не нужно. За границей никто не подойдёт и не скажет: «А чего вы тут стоите», все всё понимают.

- Одна из самых частых претензий к скорым в том, что они медленно едут до пациентов. Какое количество времени неотложка должна ехать по правилам, и какое реальное время доезда в Петербурге?

В Петербурге, конечно, свои нюансы. Если брать средний доезд, то тут всё нормально, машины приезжают вовремя. Но к сожалению, никто не будет смотреть на статистику, если к нему скорая опоздает. В городе скорые поделены на две части - это районные и условно «городские». И вызовы поделены на две части, на неотложные и экстренные (при угрозе жизни – прим. ред.) и вот по вторым машина должна приехать через 20 минут.

Скорая помощь
Фото © Форпост Северо-Запад /

На мой взгляд, это неправильно и невозможно. Тут нужно просто подумать, можно ли в нашем городе доехать за двадцать минут, учитывая время дня, пробки и т. д. Но это всё, конечно, врачи могут объяснить. Нас это не сильно касается, мы договариваемся с клиентом, время в пути высчитывается, если его устраивает - мы едем. Мы приезжаем в среднем в течении 30-35 минут.

- Как на ваш взгляд можно сократить время доезда скорой?

Нужно очень сильно менять подход к скорой. На западе понимают, что если скорая едет, это значит кому-то действительно плохо. И даже в некоторых странах есть штрафы за ложные вызовы. Там люди лишний раз не вызывают, просто берут такси и едут сами. У нас же вызывают на всё подряд, вместо того, чтобы с несложными заболеваниями самому добраться. Скорая работает, как такси. И когда этих машин много, то падает уровень доверия. Этого быть не должно, скорые должны ездить только по серьёзным проблемам. За рубежом оплатил штраф в 400 евро, и на следующий раз уже подумаешь, нужно ли вызывать. Я много лет отработал сам в государственной скорой, и на практике из 20 пациентов в день только двум нужна неотложная помощь.

- В таких районах как Девяткино, Кудрово жители жалуются, что к ним скорые систематически опаздывают, с этими анклавами можно как-то изменить ситуацию?

Туда же можно отнести Шушары, Мурино и Парнас - везде такие проблемы. Конечно, когда едут машины из Всеволожска, а район громадный, то люди там час ждут, а то и больше. Там ещё и пробки, и дворы заставлены, про что мы уже говорили. Людям ничего не остаётся, кроме как вызывать частные скорые или ехать самим на такси. Тут на мой взгляд просчёт градостроителей - домов строят всё больше, а инфраструктурой не обеспечивают. И эта ситуация не только со скорыми, там пожарные в случае чего тоже не смогут приехать. Я помню, когда горела гостиница «Ленинград» (пожар произошел 3 февраля 1991 года, в результате возгорания погибли 16 человек - прим. ред.) я тогда на скорой работал. Из-за огромного количества машин пожарные даже лестницу не могли развернуть. И пока это всё раскидали, много народу выпрыгивали на козырёк. Это проблема очень серьёзная и, видимо, пока не клюнет жаренный петух, ничего не изменится.

- Почему люди обращаются к вам, а не в государственную скорую?

Мы на 70% работаем по полисам ДМС, с нами работают страховые компании, которые вызывают своим клиентам частные скорые. Нас и легче вызвать, легче с нами контактировать, данными обмениваться. А оставшиеся 30% - это обычные граждане. Нас можно вызвать по любым поводам - эвакуация, взятие анализов, консультативная работа, просто диагностика.

Медицина
© Общественное достояние

И мы не ограничены регионом, мы можем поехать даже в другой город. Кто-то в принципе предпочитает платные услуги бесплатным. Кто-то считает, что обычная скорая приехала и ничего не сделала. По разным причинам к нам обращаются. У нас работает свой круглосуточный травмпункт и к нам можно приехать в любое время и пройти обследование. Ещё мы более клиентоориентированы, если кто-то предпочитает, чтобы ему всё объяснили, с ним посидели - то пожалуйста.

- Сколько вызовов у вас в сутки?

В среднем от 50-55 вызовов, и в травмпункт наш обращаются около 60 человек в будни и около 100 человек в выходные.

- С какими заболеваниями к вам чаще всего обращаются петербуржцы?

В Петербурге ничего такого эксклюзивного нет, это сердечно-сосудистые заболевания, как и по всей стране. Это давление, аритмия сердца, живот, температура.

- На вас сказались санкции, уменьшился доступ к лекарствам?

Частные клиники с этим не сталкиваются, у нас есть выбор. Это больше касается государственных больниц. А мы по-прежнему можем покупать все медикаменты и шприцы, к примеру, какие захотим. --

- Что с рынком частных скорых в Петербурге, появляется ли новые игроки ?

Рынок сейчас разрастается, но он делает это за счёт компаний, которые обслуживают определённые группы населения. Но вообще в городе именно частных скорых всего три, включая нас. Есть ещё свои машины при частных клиниках. Есть свои скорые у разных государственных учреждений. Думаю, в городе в среднем работают около 50 частных машин в день.

- В чём сложности вашего бизнеса?

Это очень непростой бизнес, очень дорогой и малорентабельный. Он связан с очень большим количеством людей, бригада состоит из трех человек и нужно содержать автопарк. Но мне помогло то, что я сам много лет работал на скорой. Ну и конечно, сложности вызвали кризисы. С 2008 года мы в два раза упали, нам пришлось сократить кадры и автопарк.

- Переход на платную медицину в стране может как-то изменить ситуацию ?

Перед этим нужно две вещи сделать, на мой взгляд, которые уже существенно улучшат ситуацию со скорой помощью. Это дать понять всем людям что, если можете, нужно ехать в больницу самим. Второй важный момент - это убрать ведомственную медицину. Оставить либо частную, или государственную. Не должно быть своих больниц для судей, для ФСБ, для других служб. Ни у кого не должно быть привилегий. И тогда все депутаты и чиновники будет делать для себя. И вот если это сделать, уже произойдёт огромный шаг для российской медицины.

Медицина
© Общественное достояние

А что касается платной медицины, нужно смотреть опыт других стран, и он очень разный. Но скорее всего без этого не обойдётся, потому что бюджета не хватает на медицину. Сейчас на каждого жителя страны выделяют по 20 тысяч рублей, а что такое 20 тысяч рублей для человека в год? Медицина становится всё технологичное и дороже.

У нас привыкли тратить миллионы на операции, но не привыкли тратить деньги на профилактику. Если бы всем мужчинам после 45 лет делали коронарографию (исследования, которые определяют ишемические болезни сердца – прим. ред.) то через десять лет в стране не было ни у кого инфарктов. Или прививки от рака шейки матки - они дорогие и государство их не покупает, а потом заболеваемость в три раза больше, чем в Европе. И таких позиций много.

CORIS – крупнейшая частная скорая помощь в России, которая была основана в 1999 году.