Перейти к основному содержанию

Госдума РФ: Кина не будет

кино
© Общественное достояние

Государственная дума шумно ушла на каникулы. Перед тем, как закрыть сессию, депутаты приняли не только громкие социальные законопроекты, они согласовали и новые поправки в сфере культуры. Теперь показывать киноленты без прокатных удостоверений смогут только фестивали, утверждённые государством.

Отныне транслировать свежие зарубежные фильмы до начала официального проката или, напротив, показывать классику кино смогут только организаторы крупных мероприятий с жюри и конкурсной программой. С вступлением в силу нового закона Петербург, например, потеряет недели национальных фильмов, которые традиционно устраивали консульства разных стран, «Фестиваль Фестивалей», ежегодно проходящий с 1993 года, показы коротких метров, включённых в локальные программы, и популярные в городе ретроспективы. Кубрика, Феллини и Чаплина горожанам придётся смотреть дома.

Missing материал.

Культурное сообщество законопроект приняло в штыки. Его ругают в соцсетях, возможные последствия уже начали оценивать киноэксперты. О том, как любителям кино придётся жить в новых условиях «Форпост» узнал у директора российского института культурологии, кинокритика и автора программы «Культ кино» Кирилла Разлогова. По его мнению, подобные идеи, как и любые ограничения, не способны приносить какую-либо пользу, а сама попытка влиять на кинофестивали окажется бесперспективной.

«Шум вокруг законопроекта понятен. К тому же от этого выигрывают только самые крупные кинофестивали. Но ведь есть и разные способы, как решить эту проблему, хотя наиболее разумное - отказаться от попыток ввести ограничения», - заметил Разлогов.

Кинокритик пояснил, что в мировом фестивальном кинодвижении есть популярный и действенный способ транслировать ленты без получения прокатного удостоверения. Для этого авторы могут подавать незаконченные работы.

«Во всём мире есть подобные специальные секции. Если фильм ещё не закончен, осталась только какая-нибудь цветокоррекция, например, то и прокатное удостоверение на него выдать просто невозможно. А фестивали, как известно, занимаются именно премьерным и предпремьерным показом. Так что это самое простое. Ещё можно получать разрешение на специальное освещение», - пояснил кинокритик.

Тем не менее, воспользоваться такими вариантами для трансляции давно вышедших лент не получится. Разлогов отметил, что в данном вопросе проблем, действительно, будет больше, а сама ситуация лишний раз показывает, что закон в корне не продуман.

«Как я помню, в начале этой дискуссии была идея помочь фестивалям, но помощь, как всегда, приобрела своеобразный характер», - уточнил эксперт.

Missing материал.

На вопрос что же всё-таки делать тем, кто привык ходить в кино и на большом экране смотреть любимые ленты, Разлогов ответил, что не может знать «до чего дойдёт безумие начальства», но уверен - обходной путь найти удастся. В крайнем случае, по его мнению, хорошие цифровые копии, которые сейчас создаются, дадут возможность ценителям смотреть что-то дома.

«Как человек, который делает фестивали, я понимаю, что они существуют не только для того, чтобы увидеть сам фильм. В процессе обсуждения были какие-то варианты для ретроспектив, но узкие рамки, которые были поставлены людьми, готовившими законопроект, не оставили для них шанса. Эти люди они вообще не понимали, о чём идёт речь и вообще не представляли существующего контекста. Может быть сейчас придёт новый глава комитета по культуре и что-то изменится», - завершил свою мысль Разлогов.

На возможность послаблений и изменений государственных решений надеются и авторы проекта «Иное кино».

«Глядишь, так вместе и отстоим наше с вами право смотреть и показывать мировое кино цивилизованным способом!», - пишут они.

Только уже в ближайшую субботу законопроект согласуют в Сенате, а затем отдадут на подпись президенту. После этого решение менять будет поздно. Придётся любителям кино ходить на разрешённые показы, а копии киноклассики, для тех, кто ищет иного, действительно, есть в интернете.