Перейти к основному содержанию

Ленивый протест: художник Константин Брилевский об оранжевом ленивце и диванной философии

Социальные сети захватил оранжевый ленивец. Мемы с забавным зверьком, который лежит на диване и рассуждает, что работать — это плохо, сразу стали популярными среди пользователей — его лайкают, репостят и ставят на аватарки. «Свободный от забот», а именно так называет своего персонажа его создатель Константин Брилевский, после обретения успеха в интернете перебрался на улицы Петербурга. Художник «поселил» ленивца на трансформаторной будке, неподалёку от станции метро «Приморская». Несмотря на то, что местным жителям граффити пришлось по душе, коммунальщики и руководство компании «Магистраль северной столицы», которой принадлежит подстанция, стрит-арт не оценили. Ленивца закрасили, а Брилевского забрали в полицию и оштрафовали. Художника это не остановило и он восстановил рисунок, оставив на фасаде будки послание службам и компании, что лучше бы те убрали с пляжа мусор. С того момента Брилевский стал протестным художником. «Форпост» поговорил с петербуржцем о «Свободном от забот», стрит-арте, борьбе с коммунальщиками, Покрас Лампасе и России.

Расскажи немного о себе.

Я из Питера, мне 28 лет, учился в Праге, в Чешском техническом университете на архитектора, но не закончил. Потом работал какое-то время дизайнером. Затем стал иллюстратором и теперь вот граффитистом.

Как возникла идея «Свободного от забот»?

Она возникла, когда я работал дизайнером. Тогда я устал от того, что постоянно делаю что-то не для себя, а для каких-то компаний. Однажды подумал — что за дурацкая работа, у меня есть свои идеи. Я хочу их воплощать в жизнь. «Свободный от забот» — это протест против наёмного труда. Но на самом деле, для себя тоже делать лень, потому что всё должно быть в меру. Люди, которые много делают для себя, потом перестают быть людьми. У них эго становится высоким. А свободным нужно быть не только от какого-то влияния, но и от собственного «я». Есть много людей, которые занимаются своим творчеством, становятся очень популярными, но продолжают много работать. Зачем так делать, я не понимаю.

А если много не работать, то чем тогда заниматься?

Играть. У каждого человека есть профессия, которую он выбрал. Как правило, каждый идёт этим своим профессиональным путём к поставленной цели. Главное и единственное отличие игры от работы — это то, что у неё нет цели. То есть можно немножко поделать что-то, поиграть, а потом бросить.

А как же чувство удовлетворения от достигнутой цели?

Мне кажется, что это немного не искренне. Мы делаем что-то, чтобы нас похвалили. Нам самим, как правило, ничего не нужно. Типа доделал что-то, можно это кому-то показать и какие-то лайки потом получить. Люди рассуждают именно так.

То есть смысл жизни в игре?

Да. Я никого не призываю вот так жить. Но я бы хотел, чтобы люди работали поменьше. Когда человек начинает делать что-то для себя, он развивается. Нужно только найти то, что тебе действительно интересно. И можно больше никогда не работать на кого-то. Работа выматывает, отнимает здоровье, время на семью и друзей. Цели не нужны, нужно баловаться — в таком состоянии человеку интересно жить и он ближе всего к счастью. Это полная свобода.

Ты помнишь момент, когда понял, что больше не хочешь работать, а хочешь играть?

Я смотрю на Питер, вижу, насколько люди запарены какими-то проблемами. Где-нибудь в провинции люди, наверное, более спокойнее, медленнее, добрее. Мне кажется, то, как петербуржцы надрываются — не нужно делать. Нужно расслабиться и получать удовольствие.

Как возник образ ленивца в качестве символа «Свободного от забот»?

Образ мне посоветовала подруга. Она сказала — попробуй либо кота, либо ленивца. Я подумал, что котов уже много, а ленивцев — нет. Он идеально подходит под все мои идеи. Всё было сделано правильно изначально, хотя это больше случайность.

Как ты создаёшь сюжеты для мемов с ленивцем?

Это происходит так. Я посмотрю какой-то фильм или увижу другой какой-то мем в интернете. Если мне понравилось увиденное и я знаю, как это обыграть с точки зрения темы лени, то я сажусь и рисую. Мысль всегда откуда-то извне идёт, а я её обрабатываю и выходит сюжет.

Тебе уже предлагали купить ленивца?

Да, но предложили какие-то смешные деньги. Это были неизвестные ребята. Они хотели использовать моего ленивца в своём бизнесе. Типа продвигать за счёт него свои товары. На самом деле, этот образ универсален и подошёл бы для продвижения любого товара или услуги. Скоро я буду сотрудничать с одним банком, но не могу рассказать подробности. А вообще, достаточно один раз привлечь к себе внимание и потом можно продать всё, что угодно.

Ты рассуждаешь, что людям нужно отказаться от работы и не быть корпоративными рабами. При этом сотрудничаешь с компаниями и продаёшь своего ленивца. Чувствуется противоречие.

Но я же не продаю товары или услуги. Я подаю мысли. У любого искусства есть форма и содержание. Форма привлекает внимание, а содержание должно оставить в головах людей какую-то идею. Я нацелен именно на это.

Сколько ты уже заработал на ленивце?

Много. Точные цифры не буду называть. Но это больше, чем средняя зарплата по стране. Я не парюсь вообще.

В какой форме ленивец приносит доход?

Все знают, что я продаю футболки с ленивцем. Это один из способов заработка. Они не много денег приносят, но всё же. Ребята сами пишут, заказывают. Я продаю через интернет, отправляю по почте. Если человек хочет быть богатым, то он должен делать своё дело хорошо. И рано или поздно придут люди, которые скажут, как на этом деле заработать.

Ленивец сначала появился в соцсетях. Когда он перебрался на улицы города?

Где-то два месяца назад своего первого ленивца я нарисовал в Омске. Потом вернулся в Питер и начал рисовать его тут. Вот эти два граффити на «Приморской», о которых все писали, они первые у меня были здесь.

Ты ожидал негативной реакции от коммунальщиков и руководства ЗСД, когда рисовал первое граффити с ленивцем на «Приморской»?

Если честно, первое граффити, которое я там нарисовал, просуществовало очень долго. Где-то три недели. И только потом его закрасили. Было немного странно, потому что за это время я уже привык, что мой ленивец там. Реакция охраны меня не удивила. Я же знал, чем я занимаюсь. Я знал, что это незаконно, что это административка, что такие граффити обычно закрашивают.

Ты будешь восстанавливать граффити снова?

После задержания охранники знают теперь меня в лицо, поэтому глупо восстанавливать граффити публично, без согласования. Если бы мне удалось сохранить какую-то анонимность, то я бы нарисовал ещё раз. А теперь придётся как-то договариваться. Но я думаю, что руководство ЗСД не особо готово идти на контакт. Охранники мне сказали, что у меня мало шансов. Но попробовать стоит. Сейчас я делаю презентацию для руководства компании, в которой опишу, что из себя представляет ленивец, почему он должен быть на той трансформаторной будке. Будет несколько скринов новостных материалов о нём, чтобы они все поняли, что это популярно. Если не согласятся, я пойду к другим.

На каких ещё локация в Петербурге ты хотел бы поселить своего персонажа?

Главное, чтобы эти места были людными. Я выбрал трансформаторную будку, потому что это такое место, которое, если его разрисовать, станет только лучше. Такие постройки не представляют никакой культурной ценности. Рисуешь и ничего не портишь.

Петербургу с его классической архитектурой и строгим отношением к историческому наследию нужны вообще граффити на стенах?

Да, конечно. В Питере полно зданий, у которых, допустим, есть пустая боковая стена. Мест, где свободное пространство само просит, чтобы на нём что-то нарисовали. Я думаю, что не всё, конечно, будет вписываться, но тут надо решать на месте.

Петербургские депутаты недавно выступили с предложением узаконить деятельность граффитистов. Например, они предложили создать перечень мест, где официально можно рисовать. Как ты относишься к подобной инициативе?

Скорее всего, когда рисунки на стенах станут легальными, многим художникам станет это не интересно. И не факт, что эти выбранные чиновниками места будут соответствовать ожиданиям граффитистов. Мы рисуем для того, чтобы наши рисунки увидели. А если власти предложат какие-то локации на окраине — кому это будет нужно.

Как ты оцениваешь ценность граффити с точки зрения искусства?

В России стрит-арт не развит. Поэтому оценивать особенно нечего. Наверное, из граффитистов мне не нравится никто. Ну, могу, разве что, Покраса назвать (Покрас Лампас — петербургский уличный художник, - прим. редакции). Но у Покраса дурацкая идея, он типа глобалист и топит за смешение культур. Я против глобализма, потому что, если открыть все границы, этим можно нарушить свободу людей. Есть культурные различия: то, что нравится одним, не нравится другим. Если мы станем всех селить в одном месте и ломать культурные границы, то начнутся конфликты. Поэтому лучше, когда существуют отдельные государства, у каждого из которых своя идея. Если тебе она не нравится — ты можешь уехать из этой страны. Совсем недавно в Европе было нечто подобное, когда несколько стран открыли свои границы для беженцев. И это вызывало много проблем.

Ты придерживаешь каких-то политических или религиозных идей?

Да, но я не хочу об этом говорить.

Почему?

Ладно. Я читал эссе Боба Блэка «Упразднение работы», где он предлагает полностью отказаться от работы и играть. Это, на самом деле, его философия, которая мне очень понравилась. Так вот, возвращаясь к предыдущему вопросу: Боб Блэк — анархист.

В социальной сети в группе «Свободный от забот» 36 тысяч подписчиков. Ленивец — это простой образ с простым значением. Ты не думал, что люди могут по-разному понять твою философию? Например, что лень — это круто и работать не надо. Чувствуешь какую-то ответственность, особенно перед своей юной аудиторией?

Люди, в основном, заходят в группу, чтобы просто посмеяться. Я не хочу пока поднимать какие-то остро-социальные темы. Это просто даже опасно.

Допустим, ленивец стал популярным во всей России. Стал бы ты использовать его успех для пропаганды своих идей?

Сейчас я просто отражаю существующую реальность с помощью рисунков. Я только прощупываю грань, за которую переходить не стоит. Пока что вся эта деятельность — чуть большее, чем просто по приколу.

Ты учился в Чехии, но вернулся в Россию. Ты работаешь через интернет и можешь делать это, сидя на где-нибудь на берегу Средиземного моря, но всё равно остаёшься здесь. Почему?

Я люблю русский язык. Я знаю хорошо чешский, но никогда не буду знать его настолько хорошо, как русский. Владея тонкостями языка, можно играть, сам процесс разговора доставляет удовольствие. На иностранном общение всегда скучнее, чем на родном языке. Это первая причина. А вторая — это люди. Мне нравятся люди в нашей стране. К тому же, в Чехии мало работы и денег. Там просто скучно. Какое-то время я бы везде поработал, но жить бы остался всё равно в России.

Ты сказал, что нужно верить в своё творчество и ждать, и рано или поздно повезёт. Но как быть, если не везёт уже достаточно долго, а жить на что-то надо?

Мне тоже не сразу повезло. До ленивца я много чего попробовал. Было такое, что я работал три месяца где-то, потом бросал работу и следующие месяца два сидел дома и только рисовал. А на заработанные за три месяца деньги жил. Потом я начал понимать, как делать проекты, подобные «Свободному от забот». Сейчас я легко смог бы повторить его успех.

У тебя есть ещё какие-то занятия, помимо «Свободного от забот», что ты ещё рисуешь?

Раньше рисовал архитектуру. Садился в городе где-нибудь и рисовал дома. Сейчас уже таким не занимаюсь. Мне это ничего не принесёт. Люблю петь, хотя не умею этого делать. Мне нравится ходить в караоке-бар, где поют на английском языке.

Какие у тебя планы на жизнь?

Да никаких. Сейчас я развиваю проект «Свободный от забот» и мне этого достаточно. Я буду дожимать эту тему дальше. Пока люди много работают, ленивец будет популярным. А вообще, есть много путей развития. Ленивец пока только начинает выходить из интернета, я хочу ещё больше вытащить его в реальный мир — начать делать выставки, рисовать на улицах, выпускать сувенирную продукцию.