Перейти к основному содержанию

Реформа проведения техосмотра: снова не получилось

Техосмотр
© Форпост Северо-Запад

Процедура проведения технического осмотра транспортного средства, наряду с системой реформирования ОСАГО – давняя проблема как для автовладельцев, так и для государственных органов России. Главном образом, трудности связаны с формальностью процедуры и достаточно традиционным наплевательским отношением граждан как к собственной безопасности, так и к безопасности окружающих.

Значительная часть автовладельцев недобросовестно относится к техническому состоянию собственного автомобиля, а инстанции, занимающиеся соответствующим контролем, в этом, прямо скажем, потакают на основе коррупционной составляющей. Хвататься за голову и думать об исконном русском вопросе «Кто виноват?» начинали только тогда, когда происходила очередная трагедия на дороге: грузовики без тормозов сносили пассажирские автобусы, а пассажирские автобусы и легковые автомобили сносили остановки с гражданами.

В 2010 году в высоких кабинетах решили, что пора что-то делать. Главными виноватыми сделали коррумпированных сотрудников ГИБДД, которые, мало что коррумпированные, так ещё и наплевательски относятся к собственным обязанностям, а потому функцию проведения техосмотра нужно отдать частным компаниям, которые будут заботливо и внимательно проверять техсостояние машин, поскольку на кону будет их финансовый доход и репутация.

Так и сделали: контроль за проведением техосмотра от государственных инстанций законодательно передали частным компаниям, форму техосмотра превратили в диагностическую карту, а необратимость проведения технического контроля привязали к выдаче обязательного полиса ОСАГО, чтобы автовладельцы, не дай бог, не «забили» на проведение техосмотра очередной болт.

Техосмотр
© Форпост Северо-Запад

Но случилось непредвиденное, по крайней мере, для чиновников. Оказалось, что на безопасность автовладельцев и пешеходов частным компаниям наплевать ещё больше, чем коррумпированным инспекторам ГИБДД. Частники, получившие лицензию на проведение технического осмотра, начали просто торговать диагностическими картами, часто вообще без его реального проведения.

Собственно, в высоких кабинетах пытаются решить уже эту проблему, предлагая в 2018 году ввести достаточно жёсткие меры ответственности, включая уголовное преследование за нарушение процедуры проведения техосмотра.

Мера понятная с точки зрения здравого смысла, но не актуальная с точки зрения текущего состояния данной отрасли. Дело в том, что после передачи процедуры в частные руки проведение технического осмотра превратилось из государственного социально-значимого аспекта по обеспечению безопасности на дорогах всех участников движения в просто форму зарабатывая денег предпринимателями, которым до безопасности автовладельцев и пешеходов по определению нет абсолютно никакого дела, их задача – максимизация прибыли при минимизации издержек.

Резкое ужесточение требований и ответственности к получению лицензии на проведение технического осмотра – не что иное, как резкое увеличение этих самых издержек и рисков. А значит, принятие данного закона приведёт к тому, что часть предпринимателей просто откажутся от этого бизнеса, а оставшиеся заметно повысят цены на свои услуги, что в совокупности вновь может привести к проблемам – очередям из-за резко сократившихся пунктов прохождения, увеличению числа контрафактных диагностических карт, а то и полному отказу от их использования автовладельцами.

Техосмотр
© Форпост Северо-Запад

Ровно та же история с абсолютно тем же генезисом проблемы уже полтора десятка лет происходит и в страховой области с полисами ОСАГО. Суть проблемы заключается в переложении социальных функций государства на частные компании, основная задача которых состоит в получении прибыли, а не в заботе о социальной группе водителей, которых в нашей стране, напомним, более сорока миллионов, то есть почти треть населения.

Безответственные автовладельцы, выезжающие на дороги с неисправными тормозами или с перегоревшими фарами, точно такие же потенциальные убийцы, как и водители, выехавшие в состоянии алкогольного и/или наркотического опьянения. Но если за последними жёстко следят сотрудники полиции, то вот за первыми, по мнению чиновников, почему-то должен следить Петрович из соседнего автосервиса.