Перейти к основному содержанию

Профессор из Германии оценил альтернативное образование в России

авторская школа
© Форпост Северо-Запад / Мария Сулимова

После визита в авторскую школу «Горный», немецкий учёный заявил, что современные образовательные учреждения должны стремиться к минимальному числу учеников в классах. Но обучение при этом должно обязательно проходить не на индивидуальной, а на групповой основе.

В среду, 26 сентября директор горного института Фрайбергской горной академии Карстен Дребенштедт провёл урок английского языка для учеников 2-го и 3-го классов авторской школы «Горный». Несмотря на то, что за академический час прозвучало лишь несколько слов на русском, все ребята чувствовали себя максимально комфортно, каждый из них с интересом рассказал о себе и своей семье, а затем задал гостю из ФРГ множество вопросов о его работе, вкусах и увлечениях.

Школа на улице Нахимова совсем не похожа на обычные учебные заведения. При входе вас встречает не гвалт толпы ребятишек и навязанный государством минимализм, а сравнительно камерная и весьма уютная обстановка. Воздушные шары, цветы. На полу – ковровые покрытия, вдоль стен – удобные кресла, над ними – яркие, сочные плакаты, иллюстрирующие флору и фауну, времена года, правила безопасного поведения.

авторская школа
© Форпост Северо-Запад / Мария Сулимова

В классах – от 4 до 8 школьников, учителю в связи с этим гораздо проще наладить с детьми эффективную коммуникацию, что в большинстве случаев, как известно, положительно сказывается на их успехах. Атмосфера на уроке – раскрепощённая. Ребята, например, могут встать, налить себе стакан воды и сесть обратно на своё место или, не стесняясь, поинтересоваться тем, что им непонятно. Но, если это урок английского, - надо спрашивать на английском.

«Я удивлён уровнем знания языка, который сегодня продемонстрировали дети. А ведь некоторые из них только начали говорить на нём. Это значит, что здесь хорошие педагоги, которые знают, как работать с учениками, как помочь им прогрессировать. Ну и условия просто великолепные. Группы маленькие. Новое здание, комфортные классы, отличные спортзал и библиотека. Много электронных средств обучения, компьютеров. Это, конечно, очень важно. Создана благоприятная атмосфера, которая позволяет успешно учиться за счёт формирования у учеников заряда положительных эмоций», - прокомментировал свой урок Карстен Дребенштедт.

авторская школа
© Форпост Северо-Запад / Мария Сулимова

Он рассказал, что в Германии также стремятся к уменьшению числа учеников в расчёте на одного преподавателя или воспитателя, если речь идёт о дошкольном возрасте. Считается, что оптимальное число – три или четыре ребёнка. Если в классе занимается именно столько детей, учитель может наиболее успешно влиять на развитие их индивидуальных особенностей и талантов. Впрочем, как подчеркнул немецкий учёный, выбор модели школьного образования, в первую очередь, зависит от финансовых возможностей и уровня развития общества.

«Некоторым странам нужно, в первую очередь, обеспечить массовость обучения. То есть классы там должны быть максимально заполнены для того, чтобы каждый ребёнок имел доступ к знаниям и образованию. Но в развитых обществах, безусловно, нужно способствовать минимизации учеников в классах. Каждый из нас обладает своими индивидуальными особенностями, и для того, чтобы их развить, чтобы раскрыть сильные стороны каждой личности, необходим постоянный контакт учителя и ученика. Обеспечить его возможно лишь в небольшой группе. В этом случае преподаватель понимает, какой подход лучше всего избрать по отношению к каждому конкретному ребёнку, чтобы он мог совершенствоваться. Но обязательно должна быть группа, поскольку человек не живёт один, он всегда живёт в обществе, работает в коллективе и, тем самым, обогащается. То есть при всех плюсах индивидуального подхода нельзя забывать об адаптации в социуме. Именно поэтому я считаю, что система образования наподобие той, которая создана в авторской школе «Горный», имеет прекрасные перспективы», - заявил Карстен Дребенштедт.

авторская школа
© Форпост Северо-Запад / Андрей Кучеренко

Сегодня дети в школе на Нахимова учатся в трёх младших классах. В первых двух – по четыре человека, в третьем – восемь. Как отмечают преподаватели, главная задача этого учебного заведения - не только дать детям необходимые им навыки и умения, но также научить самодисциплине и пониманию, сколь важно будет в дальнейшем применить полученные знания на практике.