Санкт-ПетербургПеременная облачность+7°C

Сельские учителя рассказали Петербургу о своих проблемах

сельский учитель
Фото © Форпост Северо-Запад / Андрей Кучеренко

В городе на Неве наградили лучших сельских учителей. Самыми актуальными проблемами, стоящими сегодня перед системой образования, они назвали нехватку финансирования и неготовность молодых педагогов работать по специальности.

В понедельник, 1 октября в университете имени Герцена прошла церемония награждения лауреатов конкурса творческих работ «Сельский учитель в большой России». Его участниками стало 802 педагога из 74 регионов страны. Их общий стаж составляет 15999 лет.

В некоммерческой организации «Альфа-диалог», которая выступила в качестве организатора конкурса, отметили, что основная задача проекта – повышение имиджа преподавателей, работающих в глубинке, и создание дополнительной мотивации для студентов профильных вузов к работе в сельской местности.

сельский учитель
Фото © Форпост Северо-Запад / Андрей Кучеренко

Нежелание молодых учителей работать по специальности, а уж, тем более, искать место вдалеке от больших городов, пусть даже на своей малой Родине, - одна из наиболее серьёзных проблем, стоящих перед российской системой образования. Для большинства из них знакомство со школой заканчивается практикой, поскольку наиболее амбициозные и талантливые выпускники высших педагогических учебных заведений способны получить престижную и хорошо оплачиваемую должность в мегаполисе. Даже, если она и не связана с работой в учебном заведении, подобный выбор для них более интересен и логичен.

Отсутствие «свежей крови» и небольшие оклады вынуждают сельских преподавателей брать дополнительные часы, не считаясь с перегрузками и нехваткой времени на то, чтобы расширять в свободное время свой кругозор и личностно развиваться. Получается замкнутый круг, когда необходимость мало-мальски обеспечить себя финансово и отсутствие достойной смены, приводят к серьёзному переутомлению и моральному спаду, что не может не сказаться на детях.

А тут ещё и постоянные реформы. Победитель конкурса в номинации «Сельская школа в России: вчера, сегодня, завтра», директор Хвощеватовской ООШ, которая находится в Воронежской области, Александр Деркачёв говорит, что за последние 30 лет их было столько, что временами «голова шла кругом».

сельский учитель
Фото © Форпост Северо-Запад / Андрей Кучеренко

«Малочисленные школы зачастую просто ликвидируются, происходит так называемая оптимизация, и ребят начинают возить в другие сёла. Мы не стали исключением, сначала у нас оставили только начальные классы, а потом и вовсе решили нас закрыть, сославшись на аварийное состояние здания. Но мы решили бороться, и сегодня дети занимаются в новой, комфортной школе, оборудованной по последнему слову техники. Только произошло это не благодаря усилиям государства, а благодаря помощи спонсора, которому все мы очень благодарны», - вспоминает Александр Деркачёв.

Одной из наиболее серьёзных проблем сельских школ он считает недостаточное бюджетное финансирование. На маленькие зарплаты, впрочем, никто из учителей, по его словам, не обижается, поскольку «все знали, куда шли». Тем не менее, это подрывает престиж профессии, в том числе и в глазах ребёнка, который сидит за партой. А ведь только успешный педагог может воспитать успешного ученика, который будет искренне стремиться к тому, чтобы стать образованным человеком, обеспеченным и востребованным на рынке труда профессионалом.

Литвиненко
Фото © Форпост Северо-Запад / Андрей Кучеренко

«Сегодня более половины первокурсников, поступивших в Горный университет, приехали к нам из небольших городов, сёл и деревень. Это говорит о том, что качество работы педагогов на периферии становится всё более важным. От того, как учителя воспитают детей, какие знания им дадут, зависит уровень наших будущих абитуриентов, их способность к самоорганизации, творческому мышлению, стремление к учёбе и саморазвитию, без которого невозможно стать грамотными специалистами. Наиважнейший фактор эффективного развития отечественной экономики – это человеческий капитал, а формируется он именно на школьной скамье», - отметил ректор Санкт-Петербургского Горного университета Владимир Литвиненко, присутствовавший на церемонии в качестве почётного гостя.

Со сцены лучших сельских учителей также поздравили ректор университета имени Герцена Игорь Богданов, директор центра «Альфа-диалог» Елена Ядровская и другие. Лейтмотивом их выступлений стала необходимость популяризации профессии.

Конкурс «Сельский учитель в большой России» был проведён с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. Педагогический стаж его самого возрастного участника – 51 год.

сельский учитель
Фото © Форпост Северо-Запад / Андрей Кучеренко