Санкт-ПетербургПеременная облачность-1°C

Петербургский хайлайнер о боязни высоты, критике и мировых рекордах

Хайлайнер
Фото © Максим Кагин

В городе на Неве в минувшие выходные двое неизвестных молодых людей прошлись по натянутой между двумя 27-этажными домами стропе, чем привлекли внимание не только местных жителей, но и множества городских СМИ, а также полиции. Некоторых удивила их смелость, большинство же осудили за опасный трюк. Покорителями высоток оказались профессиональные хайлайнеры Максим Кагин и Александр Грибанов. «Форпост» связался с одним из экстремалов и попытался выяснить, чем их так привлекают петербургские многоэтажки и почему этот вид спорта не для всех.

Максим, давайте вернёмся к тому дню, когда вы с Александром прошли по стропе между многоэтажками в Петербурге. Как и зачем вы решились на это?

Мы собрались с утра и поехали на эти здания, заранее подготовили точки, куда крепить страховку. Всё это прицепили и натянули стропу. Первым пошёл Александр, хотя сделать это сначала хотел я. Но я был первым в предыдущий раз, поэтому пришлось уступить. У Александра было очень много срывов, стропа давалась в тот день сложно. Ветер дул пятнадцать метров в секунду. От его порывов стропа «гуляла» влево и вправо, двигалась и изгибалась. Так как у нас в городе очень мало мест, где можно тренироваться ходить по стропе на ветру, нам было очень сложно идти в условиях подобной непогоды.

многоэтажка
Фото © Фото: Максим Кагин

После прохождения по одиночке, мы пошли друг другу навстречу. Когда два человека на стропе, переход в два раза сложнее. На такое решаются единицы хайлайнеров в мире. А тут ещё и ветер. Чем ближе мы подходили друг к другу, тем было сложнее.

И что было, когда вы дошли друг до друга?

Мы дали друг другу «пять» и пошли в обратные стороны. Ну как пошли, метров пять мы прямо ползли, потому что было уже нереально стоять. Дело в том, что при подобных переходах практически каждое твоё движение входит в резонанс с движением другого человека. Стропу из-за этого сильно расшатывает. Так, что устоять на ней практически невозможно.

Как вы страхуетесь, поднимаясь на такие высоты?

В этот раз мы поднялись на 27-этажные дома, это порядка ста метров. Длина стропы тоже была примерно столько же. Но страховка во всех случаях, вне зависимости от высоты и расстояния перехода, крепится одинаково. Идёт основная стропа, на которую приходится основное натяжение и по которой идёт хайлайнер. Она держит три с половиной тонны. Под ней проходит страховочная стропа, она тоже выдерживает три с половиной тонны в случае обрыва основной стропы. Среди приспособлений страховки есть ещё двойное стальное кольцо, которое крепится к основной и страховочной стропам. Перед переходом к хайлайнеру привязывается верёвка, которая проходит внутри стропы. Стропа защищает от повреждения верёвку и дополнительно поддерживает во время перехода. Кстати, стропа ещё местами сшита, чтобы в случае её обрыва не было сильного рывка. Ну, и сами стропы, соответственно, с двух сторон крепятся не к одной точке, а к нескольким — для распределения нагрузки.

Вам известны случаи, когда страховка подводила хайлайнеров?

Я припоминаю только несколько случаев падения хайлайнеров со стропы. Быть идеальным сложно, не все становятся сразу профессионалами. Главное - всё делать по технике безопасности, внимательно и «с головой».

Что вы почувствовали, когда сделали первый шаг по стропе в тот день?

В начале, когда я только начал заниматься хайлайном, после переходов по стропе на большой высоте мне казалось, что я больше никогда не буду этого делать. Первое время мне даже снились кошмары. Сейчас страха уже нет, потому что я много времени уделяю не только физическим, но и психологическим тренировкам.

Так что же это: любовь к острым ощущениям или попытка доказать себе, что «я могу»?

Адреналин никогда не был для меня чем-то главным. Он – побочный эффект. И не то, чтобы желательный. Хайлайн, это, наоборот, ощущение контроля над собственным телом, разумом и чувствами. Это определённый вид медитации, но на высоте. Это, помимо прочего, ещё и искусство. Я сразу это понял, когда впервые увидел в интернете видео, как ставятся мировые рекорды по хайлайну.

Вы сказали, что адреналин для вас - не мотивация для совершения подобных переходов на большой высоте. Но вы не могли не знать в тот день, что в Петербурге объявлено штормовое предупреждение и порывы ветра могут достигнуть пятнадцать метров в секунду. Выходит, вы сознательно подвергли себя опасности?

Стропа действительно в тот день была подвижнее, чем мы привыкли. И мы знали о том, что так будет, вы правы. Но мы пошли на это не ради острых ощущений, а потому что, во-первых, мы уже запланировали этот переход и сделали всё, чтобы он осуществился. Во-вторых, как я уже говорил, мы заранее обеспечили безопасность этой затеи. Дело не в адреналине, а в уже затраченном времени на тренировки и подготовку. Мы не подвергли себя опасности, а столкнулись со сложностью. И справились с нею.

В предыдущем нашем разговоре вы сказали, что совершили этот переход ещё и для привлечения внимания людей к хайлайну. Почему нельзя заниматься популяризацией этого вида спорта другими способами? Например, проводить занятия для более-менее подготовленных к этому людей в узком сообществе спортсменов? Зачем заставлять такое большое количество людей переживать, обращать на вас внимание таким провокационным способом?

Я не вижу в нашем поступке провокации. В сегодняшнем мире есть гораздо более провокационные вещи, которые не заслуживают и капли внимания людей. Как раз-таки обладая знанием, что такое хайлайн и почему этот вид спорта не для всех, люди просто так не полезут на крышу дома.

Хайлайнер
Фото © Максим Кагин

Мы хотели донести до большинства, что хайлайн – один из самых красивых и безопасных видов спорта. Это досадно, что нас не так поняли. Если бы мы заранее анонсировали наш переход и объяснили, что ничто и никто от этого не пострадает, что мы профессионалы с большим опытом, нам бы просто не дали этого сделать.

У вашего прохода между многоэтажками в тот день были спонсоры?

Нет. У прохода в выходные спонсоров не было. Это была исключительно наша инициатива. Но иногда спонсоры находятся. В некоторых российских городах мы делали подобное за деньги.

В каких ещё российских городах вы ходили по стропе?

Были переходы в Москве, Екатеринбурге, Кисловодске, Перми и Сухом Логу. Кроме того, в этом году мы с Александром Грибановым поставили рекорд России, прошли 666 метров по стропе в Дагестане.

Хайлайнер
Фото © Максим Кагин

Рекорд не был нигде зафиксирован, это, скорее, достижение внутри сообщества хайлайнеров.

Вас везде задерживала полиция?

Они не везде приезжали, но много где. Иногда заставляли просто снять всё, иногда везли в отделение, иногда просто уходили. В Петербурге нас впервые не только задержали, но и оштрафовали за административное правонарушение по статье «самоуправство».

В интернете после появления публикаций о вашем петербургском переходе многие в комментариях осудили ваш поступок. Как вы относитесь к подобного рода критике?

Есть такой фильм, называется «Прогулка». Там человек идёт по натянутому канату на большой высоте. Многим нравится этот фильм, но после его просмотра люди же не бегут на крышу. Кроме этого, в интернете ежедневно появляется масса фотографий с так называемыми «зацеперами», которые одной рукой цепляются на движущиеся составы поездов. Я неодобрительно отношусь к безосновательному и глупому экстриму с риском для жизни. Не стоит так делать. Во всём этом нет никакого спорта, самосовершенствования. Человек просто лезет туда, куда не нужно, ради красивой фотографии, подвергая при этом опасности себя и заставляя волноваться других. Лучше тогда пойти и начать заниматься каким-то спортом, если есть желание и много энергии. Хайлайн – это спорт, и он не для новичков, а для профессионалов.

Хайлайнеры
Фото © Максим Кагин

Максим Кагин и Александр Грибанов

Мы с Александром профессионалы и знаем, как обезопасить наши переходы, имеем много опыта. Пытаться повторить это – глупо.

Допустим, кто-то вдохновился вашим переходом, с чего такому человеку стоит начать?

Очень сложно начать заниматься хайлайном без какой-то основной подготовки. Это не тот вид спорта, в который можно прийти «с нуля». Многие говорят: на вас насмотрятся и начнут повторять. Я совершенно точно уверен – это не повторить просто так. Да и какой дурак полезет? Если сильно хочется, то такому человек нужно сначала попробовать устоять на стропе, натянутой над землёй. Я уверяю, это не получится сделать с первого раза, так же, как не получится сделать и с сотого раза. В Сети есть множество интернет-сообществ, куда можно вступить и сначала почитать о хайлайне. Параллельно просто необходимо начать ходить в спортивную секцию по слэклайну (это хождение по натянутой стропе - прим. ред.), где специально обученные люди с опытом расскажут, как нужно тренироваться и как себя обезопасить, постепенно увеличивая степень нагрузки. А потом уже, опять же, с опытными людьми, можно попробовать и хайлайн.

Я приведу один пример. Среди моих знакомых есть множество спортсменов, которые с огромным опытом скалолазания и альпинизма пришли сначала в слэклайн, а потом в хайлайн и сказали, что это самое страшное, что им доводилось пробовать. Я слышал это от многих. Поэтому пытаться делать это с нуля – безумие. Те, кто критикует хайлайнеров в подобном ключе, – банальное осуждение праздного обывателя. Я повторюсь, чтобы заниматься хайлайном, нужны годы тренировок. До этого сначала нужно дорасти.

Хайлайн приносит вам деньги?

В Петербурге в качестве хайлайнера я иногда выступаю в ресторанных шоу, а также в спектакле «Три толстяка» в БДТ. Относительно планов, мы с Александром хотим поставить мировой рекорд по хайлайну. В России пока агрессивно относятся к нашему спорту, не доверяют ему.

Хайлайнер
Фото © Максим Кагин

Но в Москве и других крупных городах, вроде бы, постепенно начинают нас принимать. Например, на последний день города в столице хайлайнеров пригласили выступить с собственной программой. Но это, скорее, исключение, чем общепринятая практика.

Слэклайн – это хождение по натянутой стропе (от англ. slackline - перевод slack: «провисающий, слабый»; line: «линия») — практика в балансировании и развивающийся вид спорта, который заключается в хождении по специальным стропам (лентам), натянутым между стационарными объектами — станциями. Отличается от канатохождения, где канат или трос круглого сечения натягивается максимально жестко, иными принципами балансирования, обусловленными динамичностью, растяжением и отдачей слабо натянутой стропы. Степень натяжения и вид стропы бывают разными. Хайлайн – разновидность слэклайна. Длина, ширина и сила натяжения стропы не важны. Главная особенность хайлайна – это высота, которая начинается от шести метров.