Перейти к основному содержанию

Болонские эксперименты: система образования в Польше

Польша славится не только своими фундаментальными католическими устоями, но и лауреатами Нобелевской премии. Всего их - семнадцать. Например, писатели Генрих Сенкевич и Владислав Реймонт, зкс-президент Лех Валенса и Мария Склодовская-Кюри. Она была удостоена этой награды сразу в двух номинациях - по химии и физике. Астроном Николай Коперник, впервые предположивший, что Земля - не центр Вселенной, тоже поляк. В этом нет ничего удивительного, ведь первый университет здесь был открыт ещё в 1364 году и богатые научные традиции – неотъемлемая часть местной ментальности. «Форпост» постарался разобраться в особенностях национального образования.

Качество в уровнях

В настоящее время система образования в Польше мало отличается от привычной российской схемы — школа и многоступенчатый вуз. Однако есть несколько фундаментальных отличий.

Всё начинается со школы. В ней польские дети учатся 12 лет, получают оценки по шестибалльной шкале и ходят на уроки религии. От последних можно отказаться, но мало кто из родителей пользуется такой возможностью.

Интересно, что первые годы дети посещают общеразвивающие занятия, и лишь с четвёртого класса у них начинаются «настоящие» уроки. На последнем этапе обучения ребятам предлагают выбор — пойти в техникум или лицей. Только после окончания одного из этих заведений они могут поступить в вуз.

Польша относится к числу 49-ти европейских стран, принявших Болонскую декларацию для того, чтобы создать на старом континенте единое образовательное пространство и повысить академическую мобильность. Однако, по словам преподавателя Политехнического Силезского университета Юзефа Парханьского, недостатки этой системы заставили внести в процесс обучения некоторые коррективы.

«Когда я работал на горном факультете, нам в Гостехнадзоре прямо сказали, что не желают принимать экзамены у наших выпускников-бакалавров, поскольку они не успели освоить полный курс предметов. Поэтому мы отошли немного от классической Болонской системы».

Юзеф объяснил, что подготовка выпускника в университете занимает три года. Впоследствии он может получить степень магистра и заняться научным исследованием в аспирантуре.

Missing материал.

При этом весь образовательный цикл в вузе носит ярко выраженный практический характер. Студенты работают в лабораториях и учатся мыслить «делом». Преподаватель академии Алёна Надь в разговоре с корреспондентом «Форпоста» отметила, что ходить на лекции вовсе не обязательно. Главное - проявить себя на экзамене. Правда, студенты того же вуза уточнили, что в случае чрезмерной склонности к «вольным посещениям» на контрольном испытании могут возникнуть проблемы. А пересдать его можно лишь два раза. Третья попытка даётся лишь в случае повторной оплаты курса.

Что касается материальной стороны вопроса, то в Польше молодые люди могут поступить, как на бюджетную, так и на коммерческую форму обучения. В отдельных вузах проходят вступительные экзамены, а в некоторых приёмная комиссия ограничивается информацией о школьных оценках. Стоимость обучения варьируется от тысячи до трёх тысяч евро, в зависимости от специальности.

Образованное средневековье

В мае 1364 года король Польши Казимир III издал указ об основании в Кракове университета - Studium Generale (в настоящее время Ягеллонский — прим. ред.). В учебном заведении было 11 специализированных кафедр. Большинство из них - восемь - были посвящены правоведению, две — медицине и одна — свободным искусствам. Однако после смерти монарха средневековый вуз выпал из сферы интересов властей. «Смутное время» продолжалось до 1400 года, тогда король Польши и великий князь Литовский Ягайло возобновил деятельность образовательного учреждения. Из-за это впоследствии его и переименовали.

Почти четыре столетия спустя, в 1773 году король Станислав Август Понятовский создал комиссию народного образования, фактически она стала первым подобным министерством в мире.

Несмотря на прогрессивность, развитию идей просветительства в Польше мешала геополитика. Известный польский общественный деятель Анджей Фрич-Моджевский ещё в 1555 году высказал идею обязательного всеобщего образования, но воплотить её в жизнь удалось только в 1919 году. После II Мировой войны правительство государства сделало образование одним из своих приоритетов. Как итог — неграмотным к концу прошлого столетия оставалось менее одного процента населения Польши.

В память о долгой образовательной традиции историческое здание Ягеллонского университета в Кракове сегодня превращено в музей: в нём можно найти богатую астрономическую коллекцию и библиотеку. Во внутреннем дворе пять раз в день проходит особая церемония с часами — в механизм встроены фигурки, которые двигаются под звуки старинного студенческого гимна Gaudeamus Igitur.

Все флаги в гости

Ещё во времена Средневековья польские власти давали возможность учиться в своих университетах зарубежным студентам. Тогда им выделялось не только место на кафедре, но и полный пансион. Сегодня к иностранцам в Польше относятся по-прежнему хорошо, но на былых условиях больше не принимают. В отдельных случаях можно получить грант на обучение, но это, скорее, исключение, чем правило.

Такое положение дел никоим образом не мешает польскому высшему образованию набирать популярность. Особенно оно интересует выходцев с постсоветского пространства. Свой выбор они объясняют просто: по качеству обучения Польша не уступает ведущим странам Европы (согласно рейтингу ООН 2016 года по индексу уровня образования она занимает 20-е место в мире), но при этом радует «ценой вопроса». Студенту здесь дешевле не только учиться, но и жить.

Missing материал.

Один из аспирантов академии Станислав, приехавший в Польшу из Донецка, рассказал «Форпосту», что проблемой для приезжих может стать отсутствие карьерных перспектив для инженеров. Страна готовит необходимое количество своих собственных специалистов, мигранты в профессиях, требующих высоких технических знаний, ей не нужны. Так что страны бывшего СССР могут не переживать об утечке мозгов на восток Европы - для них там попросту нет места.

Многие из «взращенных» в польских университетах специалистов уезжают работать в другие страны. Горняки едут в Австралию, медики - в Лондон. Популярным направлением «переезда» можно назвать и соседнюю Германию. Из-за этого в стране наблюдается нехватка узкопрофильных специалистов, в том числе врачей и учителей.