Перейти к основному содержанию

Американские санкции: бей своих, чтоб чужие боялись

Лидер демократической партии в Сенате Конгресса США Чак Шумер заявил о необходимости сохранения санкций в отношении российской компании «Русал». И назвал решение администрации Трампа снять ограничения «ошибочным». «Форпост» разобрался, сколько уже потерял алюминиевый гигант из-за американских политиков и какие меры нужно принимать его руководству для того, чтобы компенсировать потери на внешнем рынке.

Как это было

Дональд Трамп в марте прошлого года заявил, что промышленность Соединённых Штатов «была опустошена агрессивными способами ведения внешней торговли, которые практикуют другие страны». После чего ввёл заградительные пошлины на импорт стали и алюминия. Ещё через месяц на ключевые активы Олега Дерипаски, в том числе «Русал», Министерством финансов США были наложены санкции.

Компания оказалась включена в так называемый SDN-лист, который запрещает любое сотрудничество с ней бизнес-структурам и гражданам Соединённых Штатов. Они должны были разорвать все контракты с «Русалом» в течение трёх месяцев. Несмотря на то, что сроки затем несколько раз переносились, один из мировых лидеров отрасли практически лишился доступа к американскому рынку сбыта, где реализовывал около 15% своей продукции.

Да и не только к нему. Ряд европейских и азиатских контрагентов также поспешили объявить об окончании сотрудничества с российским производителем алюминия. Ведь в противном случае они могли бы попасть под вторичные санкции для нерезидентов США. А это грозило бы более серьёзными проблемами, чем потеря поставщика. Среди тех, кто принял такое решение, например, японские трейдеры и Лондонская биржа металлов. На них приходилось около 10% продаж «Русала».

Цены на алюминий отреагировали мгновенно. За две недели после решения Минфина Соединённых Штатов они взлетели почти на 28%, с 1993 долларов за тонну до 2550-ти. Это вызвало возмущение уже у американских потребителей алюминия, в частности, у автопроизводителей, издержки которых резко увеличились. Администрации Трампа пришлось отыгрывать ситуацию назад и заявлять о том, что санкции с «Русала», возможно, будут сняты. Это несколько успокоило рынки, и стоимость металла постепенно пошла вниз, то повышаясь, то падая, в зависимости от того, кто и что в данный конкретный момент времени говорил о перспективах ограничительных мер против российской компании.

Missing материал.

Последнее положительное для неё заявление было сделано в декабре руководством управления по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США. Оно сообщило, что через 30 дней снимет санкции с бывших активов Олега Дерипаски, контроль над которыми олигарх уже потерял.

«Нет никаких гарантий, что отмена санкций, наложенных на компанию, будет осуществлена или в конечном итоге завершена в соответствии с намеченным сроком или вообще», — ответили на это в «Русале».

Кто и сколько потерял от санкций против «Русала»

Потери российской компании оказались не такими большими, как можно было предположить в апреле. Согласно финансовому отчёту за три квартала прошлого года, который был обнародован в ноябре, продажи первичного алюминия и сплавов по сравнению с аналогичным периодом 2017-го упали на 5,4%, до 2 794 тонн, а глинозёма – на 4,5%, до 1 457 тысяч тонн.

При этом чистая прибыль компании, напротив, возросла. Этому способствовал как рост цен на металл, так и падение курса рубля по отношению к доллару.

«Чистая прибыль компании в третьем квартале выросла на 46,3%, до 597 млн долларов по сравнению с 408 млн долларов США во II квартале. Скорректированная чистая прибыль за 9 месяцев 2018 года выросла на 20,1%, до 873 млн долларов США по сравнению с 727 млн долларов США за аналогичный период 2017-го», - отметили в пресс-центре «Русала».

Вполне вероятно, что итоги прошлого года в целом окажутся менее благоприятными. Ведь цены на алюминий большую часть IV квартала держались ниже 2 тысяч $ за тонну. Сейчас его стоимость – чуть выше 1800 долларов. То есть о кризисе рынки как будто уже позабыли.

Missing материал.

Зато помнят о нём в Европе, которая на данный момент оказалась чуть ли не главной жертвой политики протекционизма Соединённых Штатов. В январе послы ряда стран ЕС в США написали письмо в адрес американских сенаторов, где сообщили, что продление санкций в отношении En+ и «Русала» негативно скажется на алюминиевой отрасли старого континента и может лишить средств к существованию 75 тысяч европейцев.

«С тех пор, как были введены санкции, глиноземные и алюминиевые заводы в Австрии, Франции, Германии, Ирландии, Италии, Швеции и Великобритании столкнулись с повышением цен и значительными трудностями в обеспечении их текущей деятельности, заключению новых договоров купли-продажи и перезаключению существующих контрактов с давними покупателями. Исключение (из SDN-листа – ред.) En+ и «Русала» позволят сохранить эти заводы и источник существования 75 тысяч человек во всем Евросоюзе (2,6 тысяч человек на четырех глиноземных заводах, 13 тысяч - на алюминиевых комбинатах и 60 тысяч - на связанных производственных мощностях)», - отмечено в письме.

Что делать?

Чем бы ни закончился спор демократического меньшинства в Сенате и администрации Трампа, понятно, что части внешних рынков «Русал» уже лишился, и вернуть их назад будет чрезвычайно сложно. Это связано не только с угрозой продления санкций со стороны США, но и агрессивной экспансией китайских конкурентов.

Так, в 2017 году Hongqiao Group лишила «Русал» статуса мирового лидера по производству алюминия. А ведь ещё в 2014-м эта компания не входила даже в тройку ведущих игроков рынка. В целом же китайская профильная промышленность за последние годы нарастила свою долю в глобальном производстве металла с 10% до 55%.

Причина столь бурного роста весьма банальна – сравнительно низкая себестоимость продукции. Компании Поднебесной, например, расходуют на выпуск одной тонны алюминия примерно 13,5 кВт-ч электроэнергии, в то время как остальной мир – свыше 15 кВт-ч. Рабочая сила в Китае, естественно, тоже дешевле.

По данным «Русала», его затраты на производство тонны алюминия достигли уже 1,658 тысяч долларов США, увеличившись за 9 месяцев прошлого года по сравнению с аналогичным периодом 2017-го на 12,3%. Основными причинами стал рост тарифов на электроэнергию, сырьё и увеличение транспортных расходов. Если дела пойдут так и дальше, биржевая цена металла вскоре может оказаться ниже себестоимости его производства в России.

Что же делать? Прежде всего, строить новые перерабатывающие производства и развивать внутреннее потребление за счёт создания цепочек добавленной стоимости внутри страны. Это вполне реально, тем более, что спрос на алюминий в России постоянно растёт. По итогам первого полугодия 2018-го он увеличился на 12 %, до 580 тысяч тонн. При этом, около трети объёма продаж у нас обеспечивается сегодня за счёт импорта. В основном речь идёт о товарах прямого потребления: колёсных дисках, дверях, окнах, электрических кабелях, инженерных системах, облицовочных панелях, упаковке и так далее.

Missing материал.

Зачастую схема выглядит весьма прозаично. «Русал» поставляет алюминий или сплавы из него в адрес импортной компании, а та выпускает конечные изделия и ввозит их для продажи обратно в Россию, извлекая за счёт глубокой переработки сырья большую прибыль, чем за счёт производства металла. Так делает, например, американская Alcoa, которая не только добывает алюминий, но и выпускает комплектующие для авиационной и автомобильной промышленности, а также строительные конструкции и сайдинг.

А что же «Русал»? В 2016 году руководство компании заявило о развитии собственных производств глубокой переработки, как о стратегической цели. Ещё одна идея - создание трёх кластеров вблизи крупных заводов, выпускающих алюминий, в Красноярском крае, Хакасии и Волгоградской области. Эти проекты реализуются совместно с региональными властями. Инвесторы и бизнесмены, которые будут возводить там предприятия, выпускающие продукцию прямого потребления с использованием металла в расплавленном виде (это значительно сокращает себестоимость переработки), получат серьёзные налоговые льготы.

«В стадии проработки находятся 17 проектов потенциальных инвесторов, в том числе с участием иностранных компаний. По девяти из 17 проектов первоначальный объем заявленных инвестиций составляет более 400 млн долларов, планируется создание тысячи двухсот новых рабочих мест», - прокомментировали в пресс-центре «Русала» перспективы кластера в Красноярском крае.

Компания рассчитывает увеличить потребление своей продукции в России с 20% до 25%, а в перспективе - до 50%. Впрочем, на сегодняшний день большая часть всех проектов находится в зачаточном состоянии. И для того, чтобы компенсировать потерю внешних рынков «Русалу» необходимо срочно ускорить темпы их реализации.