Перейти к основному содержанию

Неземная любовь: стюардесса о работе, путешествиях и мужчинах

Говорят, что чувство влюблённости окрыляет и лишает человека ощущения земли под ногами. Однако есть люди, для которых летать в облаках — не временное увлечение, а трудовая обязанность. В День святого Валентина «Форпост» решил поговорить с представительницей одной из самых романтичных профессий в мире. О том, на каких направлениях полётов встречаются самые темпераментные мужчины, как строить отношения на земле, когда ты постоянно в небе, и других особенностях работы стюардесс рассказала сотрудница крупной российской авиакомпании Валентина (имя изменено по просьбе героини публикации).

Сложно ли быть стюардессой? В последнее время было много разговоров о том, сколько лет должно быть бортпроводнице и сколько она должна весить. Что ты думаешь по этому поводу?

Возрастные ограничения, конечно же, есть. Во-первых, претендентка на должность стюардессы должна быть старше 18 лет. Во-вторых, как правило, приветствуются именно молодые кандидатки, примерно до 27 лет. Но я училась и с девушками, которым было по 28, так что это, видимо, индивидуально. Относительно веса особых ограничений нет. Главное, чтобы лишние килограммы не отражались на комплекции. Я считаю, это правильно, ведь бортпроводницам необходимо иметь возможность быстро передвигаться по узким проходам в самолёте. Плюс, конечно же, важна эстетика.

Форма стюардесс очень красивая и аккуратная. А удобная ли она? Форма какой авиакомпании тебе нравится больше всего?

К сожалению, форма не всегда удобная. Больше всего расстраивают туфли. Однако меня радует возможность выбора между платьем, юбкой и брюками. Верхняя форменная одежда тоже весьма удобная и тёплая. Больше всего мне нравится форма у Emirates и Etihad — сразу видно, насколько статусные авиакомпании. Ну и, конечно же, Virgin Airlines, у которых, если я не ошибаюсь, первых появилась красная форма.

Приходится ли стюардессам придерживаться какой-то диеты из-за особенного образа жизни — то на земле, то в небе?

Мне нужно постоянно держать себя в форме. Первое время я питалась едой из касалеток (алюминиевый контейнер для блюд, подаваемых на борту самолётов - прим. ред.). Для бортпроводниц она бесплатна, поэтому увлечься можно очень просто и быстро. Я даже не заметила, как, питаясь таким образом, набрала несколько килограммов. Пришлось пересмотреть своё отношение к еде и перейти исключительно на здоровую пищу. Я стараюсь кушать больше фруктов и овощей. А ещё пить много воды, потому что, помимо кислородного голодания, в воздухе часто беспокоит обезвоживание.

В каком возрасте стюардессы заканчивают профессиональную карьеру? Чем можно заняться после такой работы?

Из-за вредности работы мы уходим на пенсию раньше обычного — после 45 лет. Некоторые выходят ещё раньше, но, как правило, летают до последнего, пока позволяет здоровье. Потом можно пойти в наземные службы аэропорта или подняться по карьерной лестнице и работать в офисе авиакомпании, наставлять новеньких и решать более глобальные проблемы, чем «мясо или рыба». Перейдя на «земную» работу, многие скучают по небу, тянет обратно.

Missing материал.

Часто ли тебе приходится сталкиваться с приставаниями со стороны мужчин-пассажиров? Как необходимо реагировать на такое мужское поведение по инструкции?

У меня таких случаев не было. Конечно, существуют направления, где концентрация темпераментных мужчин просто зашкаливает. Например, Армения, Италия, Испания. Многие делают комплименты. Некоторые пытаются познакомиться, но лишь немногие стюардессы дают свои номера телефонов. Если же пассажир откровенно ведёт себя деструктивно, распускает руки и своим поведением оскорбляет экипаж и других клиентов авиакомпании, всё может закончиться предупреждением от командира, и вплоть до сдачи в полицию.

Существуют ли какие-нибудь внутренние правила поведения стюардесс в социальных сетях?

Существуют. При устройстве на работу мы подписываем документы, согласно которым наше поведение не должно порочить компанию. Периодически в этой сфере проводятся проверки. Их могут организовать как представители руководства, так и, например, специалисты по охране труда. На моей памяти был случай, когда стюардесса сфотографировалась на площадке рядом с самолётом, но на ней не было светоотражающего жилета, а это грубое нарушение правил безопасности. Она выложила снимок в соцсети, его увидело начальство. После этого стюардессу уволили. Конкретно я ничего не публикую в Сети. У меня нигде нет фото в форме. Кроме, пожалуй, тех, которые я отправляю родственникам и друзьям.

Можешь вспомнить самую странную ситуацию, с которой ты сталкивались, работая стюардессой?

Чем дольше работаешь, тем больше осознаёшь, что все причуды пассажиров вполне объяснимы либо кислородным голоданием, либо усталостью, либо страхом полётов. Задача стюардессы — помочь пассажирам справиться с физическими недомоганиями и психологическими переживаниями. Хотя, честно говоря, иногда мне самой странно думать, что большая железная птица сейчас поднимется в воздух и ещё куда-то полетит.

Однажды после посадки ко мне подошла обеспокоенная пассажирка с вопросом: «Вы не помните, я на самолёт с багажом поднялась?». Мы начали выяснять. Оказалось, она оставила свой чемодан в аэропорту вылета. Женщина летела то ли впервые, то ли просто была сильно уставшая, поэтому и попала в такую ситуацию. Но это нормально и случается постоянно. Я её успокоила и помогла отыскать вещи. Со странными или кризисными ситуациями я не сталкивалась. Мне, наверное, везёт.

Missing материал.

Как стюардессы сдерживают смех, когда с помощью жестов объясняют правила безопасности перед началом полётов?

Все стюардессы относятся к безопасности очень серьёзно, я не исключение. Бывает, что во время демонстрации аварийно-спасательного оборудования пассажиры веселятся, пытаются обратить на себя внимание. Но даже в сотый раз объясняя, что сидя у аварийного выхода пассажир должен ознакомиться с инструкцией по его открытию, у нас не возникает поводов для шутки. В конце концов, бортпроводники придуманы для обеспечения безопасности пассажиров. Однако у меня был случай, когда я не смогла сдержать смех. Я объясняла правила, рядом сидела маленькая девочка и внимательно меня слушала. На фразе «при экстренной ситуации дышите нормально» она повернулась к маме и спросила её «мама, а я нормально дышу?». Конечно, засмеявшись, я поступила не по инструкции и очень себя потом ругала. Но от таких случаев никуда не деться. Иногда, действительно, бывает очень смешно.

Есть страх разбиться? Как с ним бороться?

Взлёт опасен, полёт приятен, посадка сложна. Так учат в одном из лётных училищ будущих пилотов. Есть мнение, что летать боятся все, просто некоторые об этом не знают. Я испытываю сомнения лишь на взлёте и на посадке: закрепила ли я всё оборудование и не грохнется ли оно на пол. А так не страшно.

Вообще, подавляющее большинство аэрофобов боятся именно турбулентности, от которой самолёту и пассажирам ничего и никогда не будет. Главное при сильной тряске — пристегнуть ремни и не гулять по салону. Ещё полётов боятся из-за широкого освещения авиакатастроф, которые, на самом деле, случаются очень редко.

Не мешает ли работа стюардессой личной жизни?

Лично мне — нет. У моего молодого человека земная работа, но нам всё равно удаётся часто видеться. В целом, я не замечала, чтобы кому-то работа бортпроводником мешала строить личную жизнь. Достаточно распространена история, когда стюардессы и пилоты самолётов заводят романы, женятся и заводят детей. Но, на мой взгляд, это не самая лучшая история любви, потому что и он, и она постоянно в разъездах и практически не остаётся времени друг на друга.

Действительно ли профессия стюардессы позволяет увидеть мир?

Когда я решила стать стюардессой, до этого никогда не летала. У меня был отпуск, и я решила отправиться куда-нибудь на самолёте, чтобы понять, насколько мне эта работа подходит. От своего первого полёта я была в восторге. Ощущения были такие же, как на американских горках. Сейчас большинство стран я вижу из иллюминатора. Иногда даже сообразить трудно, куда и откуда ты прилетел. Но я всё равно беру волю в кулак и, уставшая, иду гулять по новым местам. Например, до Бангкока перелёт десять часов, но я всё равно его посмотрела, хоть и через полуоткрытые глаза. К тому же всегда можно вернуться в понравившуюся страну. Для меня открытием стали Вьетнам, Таиланд и Казахстан. Конечно, столько, сколько я путешествую по своей работе, я не путешествовала никогда. За это я очень люблю свою работу.