Перейти к основному содержанию

Не резиновый: в центр Петербурга закроют въезд «вредным» автомобилям

Совет по правам человека при президенте России в январе этого года выступил с идеей уменьшить концентрацию опасных выбросов в воздух и запретить въезд неэкологичных машин в центр Москвы и Петербурга. Зампред правительства Максим Акимов дал поручения администрациям обеих столиц до 4 марта подготовить предложения по реализации идеи. В Белокаменной изменения уже анонсировали: транспортным средствам с двигателями класса ниже Евро-4 запретят въезжать на территорию Садового кольца. А вот в Петербурге к заданию отнеслись с растерянностью.

Помочь представителям Смольного попытались депутаты. Постоянная комиссия по экологической защите населения провела заседание, на котором выяснилось, что «мысль-то хорошая, но как к ней подойти»

Предполагается, что к числу машин нон-грата в Петербурге будут относиться автомобили с двигателем типа Евро-3, Евро-2, Евро-1 и Евро-0. Ограничения коснутся всех машин старше десяти лет. По словам эсера Надежды Тихоновой, к 2030 году эти меры позволят снизить загрязнение воздуха на 22-27%. Но чтобы достигнуть такого показателя, городу придётся усилить развитие велоинфраструктуры и системы общественного транспорта. Загвоздкой может стать и тот факт, что в России данные об экологичности двигателя начали вносить в паспорт технического средства (ПТС) лишь в 2011 году. И непонятно, как быть с определением вредности авто, выпущенных ранее. Получается, что въезд в центр Петербурга могут закрыть даже машинам с двигателями, соответствующими экологическим нормам.

машина
© Общественное достояние

Начальник отдела организации дорожного движения комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Евгений Воробьёв в ходе заседания рассказал, что к 2021 году и Петербургу, и Москве предстоит подготовить изменения в КоАП, которые позволят наказывать нарушителей, въехавших в запретную зону. К этому же сроку власти должны чётко определить границы, в которых могут передвигаться неэкологичные автомобили, а также понять, как отслеживать недобросовестных автовладельцев.

Чтобы выбрать районы, свободные от вредных машин, в КРТИ попросили помощи у коллег из комитета по природопользованию. Те сообщили, что в Петербурге есть 97 улиц, где воздух особенно загрязнён. Однако загазованные магистрали разбросаны по всему городу и ввести запреты на каждой из них – невозможно. Поэтому КРТИ предложил ограничиться четырьмя районами – Центральным, Адмиралтейским, Петроградским и Василеостровским. Ловить нарушителей предлагают с помощью камер фото и видеофиксации. При этом в Госавтоинспекции, на которую могут возложить новые обязанности, отметили, что пока в проекте больше вопросов, чем ответов, а его реализация потребует колоссального вливания бюджетных средств.

Missing материал.

Лидер фракции ЛДПР в петербургском парламентсе Олег Капитанов и вовсе назвал идею мертворождённой. По его мнению, бороться за экологию в большом городе нужно с помощью просветления населения, а не запретительных мер.

«Вспомните, как бастовали дальнобойщики, когда ввели систему "Платон", а тут хотят запретить въезд сразу в четыре района. А как быть, например, с мотофестивалем? (…) Что делать жителям этих районов, у которых машины не соответствуют экоклассу?» - спросил он.

Собравшихся на заседании заинтересовал вопрос, сколько всего в Петербурге машин, выпущенных до 2011 года, и сколько из них зарегистрированы в «запретных» районах. Однако данными не смогли поделиться ни сотрудники профильного комитета Смольного, ни представители ГИБДД. Они объяснили это тем, что письмо из Москвы с распоряжением о разработке мер было получено только на прошлой неделе, поэтому всесторонне подготовиться не получилось.

По данным портала «Автостат», в России 1 января 2018 года насчитывалось 42,4 миллиона легковушек. Из этого объёма более 57% автомобилей не соответствуют нормам токсичности Евро-4 и Евро-5.

«Как мы поняли, пока есть только намётки, не создана ещё рабочая группа (решение об её создании приняли на самом заседании – прим. ред.), дорожная карта очень сырая. (…) У нас есть дедлайн – 2021 год, когда будет определена ответственность, будут установлены знаки за въезд в центр города автомобилям класса ниже третьего.

Вы посмотрите, что у нас сейчас в центре города. Разве мы хотим таким образом жить? Нет. Мы хотим наслаждаться нашим прекрасным Петербургом, а автомобили в этом очень мешают. Если будет возможность оставить машину, проехать до центра города на метро, я вас уверяю, большинство воспользуется этой возможностью, и не будет никаких проблем», - поделилась мнением по итогу заседания Надежда Тихонова.

Иностранный опыт

Хотя идея запретить определённым автомобилям въезд в центр Петербурга и звучит устрашающе, на практике она реализована уже во многих городах мира. Там подобные меры действуют несколько лет, а в отдельных странах ограничения «кусаются» куда ощутимее.

Например, с января прошлого года в Брюсселе начала работать зона с низким уровнем выбросов. На эту территорию закрыт въезд дизельным автомобилям, выпущенным до 2001 года. Исключения составляют школьные автобусы, скутеры и ретро-машины старше 30 лет. Такие же ограничения с середины 2019 года коснутся 11 улиц Берлина.

бельгия
© Общественное достояние

Власти Германии, понимая всю вредность двигателей внутреннего сгорания (всех классов), решили вовсе отказаться от них и с 2030 года запретить продажу подобных машин. Таким образом к 2050 году немцы планируют полностью избавиться от неэкологичного транспорта. Чтобы мотивировать население, правительство страны субсидирует покупку электрокаров и возвращает их владельцам часть стоимости транспортного средства. Подобных стратегий придерживаются Франция, которая планирует ввести аналогичный запрет к 2040 году, и Великобритания – к 2050 году. А Норвегия и Нидерланды остановят продажу машин с двигателями внутреннего сгорания и вовсе после 2025 года.

Несмотря на то, что сегмент электромобилей кажется пугающе дорогим, всё идёт к тому, что в ближайшее десятилетие он начнёт расширяться. Так, по данным компании BP, к 2040 году рост потребности в бензине со стороны транспортной отрасли значительно замедлится ввиду роста эффективности новых транспортных средств.

Решимости властям разных стран прибавляют и многочисленные исследования окружающей среды, которые говорят о том, что плохой воздух во многих случаях становится причиной развития серьёзных заболеваний, в том числе рака. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно от негативного воздействия на атмосферу умирают 4,2 миллиона человек, а 91% населения Земли регулярно проживает в местах, где уровень загрязнения превышает нормы, установленные рекомендациями ВОЗ.

Несмотря на то, что идея обезопасить центр Петербурга от вредных выхлопов выглядит логичной, остаётся открытым вопрос, который затронет сотни тысяч местных жителей - что делать владельцам машин, которые не пройдут экоконтроль. И смогут ли власти организовать движение так, чтобы те, кто сознательно проигнорирует новые правила, действительно не смогли попасть на исторические улицы.