Санкт-ПетербургЯсно-6°C

Тридцать лет в ожидании чуда

сельская школа
Фото © Форпост Северо-Запад /

О строительстве новой школы в селе Сухое Кировского района Ленобласти впервые заговорили, когда в конце 80-х – начале 90-х годов назрел вопрос о прокладке центрального водоснабжения и канализации для нужд совхоза «Ладога». Однако крупные инфраструктурные проекты реализовать так и не удалось – страна находилась на пороге больших перемен и маленькое село просто-напросто в них не вписалось. Если без воды и туалетов местные жители готовы были жить дальше, то в идею новой школы они вцепились «руками и ногами». Для населённого пункта, который находится в ста километрах от постоянно митингующего Петербурга, протест – непозволительная роскошь. Поэтому в Сухом стараются ценить то, что есть, и продолжают верить в чудо. В селе, где живут самые терпеливые люди, побывал «Форпост».

Добро пожаловать

На территории небольшого двора находятся два одноэтажных здания барачного типа. Между ними – занесённая снегом спортивная площадка с баскетбольным кольцом. Это и есть Суховская общеобразовательная школа-девятилетка.

По узко расчищенной дорожке пробираемся в сторону первого здания, где обитают старшеклассники. На пороге встречает надпись: «Добро пожаловать». Открываем дверь и оказываемся посреди коридора. Со стенда на входящих смотрит молодой Путин. В Сухом с портретом президента образца нулевых можно встретиться во всех госучреждениях.

сельская школа
Фото © Форпост Северо-Запад /

На перемене здесь не разбежишься – длина единственного коридора меньше десяти метров. Опоздать на урок тут тоже достаточно сложно – все кабинеты рядом. Зато легко запомнить имена и отчества учителей – их всего восемь на 46 детей. Заходим на урок ИЗО, который преподаёт учительница Вера Константиновна.

«Вера Константиновна ведёт музыку, изобразительное искусство, информатику и краеведение. Учитель биологии и химии ещё преподаёт обществознание и историю. Учитель географии – физику, и он же социальным педагогом работает. По одному своему предмету только у учителей по математике и русскому языку и литературе. “Иностранца” возим из Шума сами (учителя иностранного языка; Шум – соседнее село в Кировском районе Ленинградской области, - прим. ред.). Остальные вот так, как многостаночники», - показывает и рассказывает директор Суховской школы Наталья Бакулина.

Первоклашки сосредоточено складывают кораблики из белой бумаги – осваивают оригами. Директор школы ненавязчиво торопит. Она по совместительству депутат сельского совета, и скоро ей предстоит долгая дорога на собрание. Спешно переходим в следующий кабинет.

сельская школа
Фото © Форпост Северо-Запад /

Над мини-лабораторией задумчиво склонились четыре девятиклассника. За происходящим внимательно следит учительница физики Лариса Олеговна. Тема урока – электромагнитная индукция. Ребятам повезло: только что полученные знания можно сразу же проверить на практике. Не на каждом занятии есть такая возможность.

«У школы подушевое финансирование. Сколько детей – столько и денег дают. Мало нас... Поэтому всё сразу купить не можем, приобретаем по мере возможности. Вот сегодня ребята на мини-лаборатории занимаются, а завтра просто по учебнику», - объяснила Наталья Анатольевна.

Отправляемся в школьный музей. Небольшой, но настоящий. Там бережно хранятся находки времён Великой Отечественной войны, их школе предоставили поисковые отряды. На отдельном столе – переданные старожилами села предметы народного быта и вещи, созданные местными умельцами. Есть и чисто школьный раритет – «алфавитка», в которую вписаны сведения о всех когда-либо сидевших за здешней партой учеников. В одном из углов помещения трещины в стене закрывает маленькая выставка детских рисунков, посвящённая юбилею снятия блокады Ленинграда.

«В Сухом каждый клочок земли хранит память о войне, ведь неподалёку пролегала Дорога жизни. Поэтому наши ребята тоже, бывает, присоединяются к поисковикам, помогают, учат историю и пополняют музей. Иногда нам просто что-то отдают. Сегодня, например, принесли колотушку. В прежние времена сторож ходил по селу и следил, не загорелось ли где чего, не орудуют ли воры. И, если он что-то подобное замечал, то стучал в эту колотушку, и люди сбегались, чтобы преступников поймать и наказать», - по привычке мягким «школьным» голосом объясняет директор.

сельская школа
Фото © Форпост Северо-Запад /

Отдельное место в музее занимают награды детей за победы на областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.

«У меня все дети – и краеведы, и солдаты, и пожарные. Они и стреляют, и билеты по вождению машины знают лучше, чем некоторые автомобилисты», - с гордостью делится успехами учеников Наталья Анатольевна.

Следующая наша остановка – школьный туалет. Его директор демонстрирует с не меньшей гордостью: ведь ещё четыре года назад в качестве санузла вся школа использовала выгребную яму, расположенную на улице.

«Туалеты сделали, с ними, слава богу, пока всё нормально. Вода у нас из колодцев. Оттуда качаем, потом в бойлере нагреваем, и дальше она по крану течёт уже в раковину. Там, где «началка», так же. Спортивный зал, пойдёмте, покажу», - приглашает посмотреть второе здание Наталья Анатольевна.

На деревянной лестнице, ведущей в «началку», встречает запах каши, свежей выпечки и такой же, как и в первом здании, десятиметровый коридор.

сельская школа
Фото © Форпост Северо-Запад /

Крохотный спортзал может вместить не больше десяти первоклашек. Поэтому нормативы по физкультуре дети сдают летом на школьном дворе, оборудованном для занятий спортом. Зимой тоже на улице – переходят на лыжи. Спортинвентарь бережно хранят и берегут.

В одном из классов краснощёкие второклашки переодеваются после физкультуры, раздевалки у них нет. Наталья Анатольевна проверяет, везде ли выключили свет после занятий. Помимо педагога и депутата, она ещё и хозяйственник. Разумная экономия – свидетельство её профессионализма. Однако иногда в школе возникают проблемы, которые даже она не в силах предусмотреть.

«В начале года в спортзале треснул пол. В ходе предыдущего ремонта подрядчик не додумался его вскрыть и посмотреть, что под половицами. Просто перестелил, денег взял и всё. Видимо, подтекало где-то, доски гнить начали... Пришлось снова рабочих нанимать. Они пол сняли, а там всё в труху», - рассказывает Наталья Анатольевна.

Экскурсию по сельской школе заканчиваем в кабинете директора. Секундой позже в дверях появляется учитель начальных классов Сергей Громов. Он зашёл рассказать Наталье Анатольевне новый анекдот, но, заметив чужака, шутить не стал, отправившись что-то распечатывать на принтере. Через приоткрытую дверь в кабинет с любопытством заглядывает детвора.

Светлые люди

Свой рассказ директор Суховской школы продолжает возле окна кабинета, выходящего во двор, откуда дважды в день видно, как жёлтые автобусы привозят на уроки и развозят домой детей из десяти сёл и деревень.

«У нас здесь всё на виду, достаточно выглянуть из окна. Про каждую семью мы знаем “от” и “до”. В этом году детей в первый класс привели родители, которые когда-то ходили ко мне в ясли», - смеясь, рассказывает Наталья Анатольевна.

По её словам, детей с каждым годом становится всё меньше. Свой профессиональный путь она начинала в должности заведующей детским садом в Сухом. Тогда набирались три группы малышей, в этом году только одна. Школьников было около двухсот человек. Сейчас в четыре раза меньше.

сельская школа
Фото © Форпост Северо-Запад /

Среди её немногочисленного штата учителей почти все когда-то закончили Суховскую школу. Однако большинство либо задумывается уехать в город, либо уже сидит на чемоданах.

Привлекать в школу новых педагогов нечем, да и возможности нет, потому что преподавательский состав малокомплектной школы определяется количеством учеников – по такому принципу даются ставки. В Суховской учится меньше пятидесяти детей, ещё меньше ходит в детский сад. Восемь учителей и два воспитателя – столько сотрудников имеет право содержать Наталья Анатольевна. При этом половина из них – пенсионеры.

«У меня четыре полные ставки для учителей начальных классов и для учителей русского языка и математики. У остальных: у кого девять часов, у кого — 12. Но, например, учитель математики ведёт 20 часов, а я всё равно могу заплатить ей только за 12. Ну нет у меня больше. А молодым же тоже надо зарабатывать. Я им могу только 30 тысяч рублей предложить. Да и то, только если ставка освободится», - уточнила директор.

Кадровый состав школы за последние два десятка лет практически не обновлялся, а средний возраст учителей неотвратимо приближается к пенсионному. Наталья Анатольевна шутит, что если в нынешних условиях составлять приблизительный портрет соискателя на работу в сельскую школу – это должна быть одинокая незамужняя или разведённая женщина лет сорока, уже посвятившая всю свою жизнь образованию.

сельская школа
Фото © Форпост Северо-Запад /

Говоря о финансировании, директор подчёркивает, что всё «положенное» её школа получает. Но при этом очевидно, что ветхие бараки требуют постоянного ремонта и где-то всё равно приходится затягивать пояса. Как следствие – отсутствие возможности приобрести учебники или оборудование, необходимые для учебного процесса. Была бы школа со своей подстанцией, локально-очистными сооружениями, котельной – меньше бы пришлось тратиться на содержание старых зданий, направив бюджет на покупку того, что могло бы сделать обучение более современным. Например, приобрести мини-лаборатории или компьютеры. Не говоря уже об экскурсиях, театрах и музеях.

«Говорят, вроде, что сельские дети не такие умные, как городские. Не знаю, думаю, это совсем не так. К тому же они более воспитанные, добрые. Наверное, что-то “деревенское” в них не даёт зародиться хамству. В городе же все такие крутые, ходят с гаджетами, ноутбуками. Нашим, конечно, тоже хочется быть крутыми. Мы стараемся дать им всё, чтобы они не чувствовали, что разница между селом и городом существует. Но новую школу сами построить мы не сможем», - объясняет – то ли нам, то ли себе – Наталья Анатольевна.

На вопрос, хватает ли времени заниматься внуками, отвечает, что видится с ними редко. В её планах было выйти на пенсию и посвятить время своим детям, но Родина сделала выбор за неё. Но всё равно, говоря о пенсионной реформе, Наталья Анатольевна больше переживает не за себя.

«Внуку недавно дали задание по учёбе – придумать общественно значимый проект на тему “Если бы я был президентом”. Я говорю, напиши, чтобы пожилым людям пенсию повысили… Тогда многие бы ушли на заслуженный отдых. А на наши места пришли бы молодые. И никто бы не обвинял пенсионеров, что молодёжи не даём себя проявить. А сейчас, выходит, половине моих учителей ещё лет 20 придётся работать», - рассказывает Наталья Анатольевна.

Хоть перспектива выхода на пенсию стала ещё более призрачной, проблема передачи директорского кресла её сильно беспокоит. Но замены пока нет. Потому даже отпуск постоянно приходится откладывать на неопределённый срок. Наталья Анатольевна признаётся, что для отдыха всегда выбирала сочинские пляжи. Но сейчас у неё кредит на машину, которая, в основном, нужна для поездок на заседания совета депутатов. А потом весна, экзамены, а за ними – лето и ремонт в школьных кабинетах.

Расслабиться и отвлечься помогают репетиции в местном хоре, который практически весь состоит из учителей.

«Спелись», - шутит директор школы.

Времени на разговоры не осталось. Наталье Анатольевне пора перевоплощаться в депутата. Опаздывать не в её правилах.

Когда она ушла, в школе практически никого не осталось, кроме пожилой женщины, которая сидела в ожидании внука в коридоре и слышала всё, о чём говорили в директорском кабинете.

«Директор наша – она не заносчивая. А певунья какая! Когда услышала наш учительский хор на сцене – я заплакала. Теперь и отношусь к ним как-то по-другому. Они не только детей учат, они сами – светлые люди», - поставила точку в своём коротком интервью пенсионерка и заторопилась догонять прыткого внука, успевшего за это время поваляться во всех сугробах.

Легенда о первом кирпиче

История со строительством школы в Сухом скоро перейдёт в разряд местных фольклорных сюжетов. Уже три десятка лет её передают из уст в уста несколько поколений жителей села – от родителей к детям. Учитель начальных классов Сергей Громов помнит, как пятиклассником таскал новенькие кирпичи для школы. Глава сельского поселения Ольга Бармина перебралась в село вместе с мужем в конце 80-х. После новоселья следующие несколько лет из окон её дома открывался вид на склад, где хранился строительный материал для нового здания. Директор школы Наталья Бакулина уже много лет мечтает подняться в свой кабинет по новеньким ступенькам.

Здания, в которых сейчас располагаются старшеклассники и «началка», – бывшие бараки для сезонных рабочих совхоза «Ладога», который когда-то существовал в Сухом. Местные жители вспоминают, что «миллионщиком» он не был, однако находился на хорошем счету. Студенты и простые работяги много лет ежегодно приезжали на посадку и уборку урожая. Некоторые, обретя работу, выбирали сельскую жизнь. Но в 90-е совхоз приватизировали, и он захирел.

Во времена его процветания и возникла идея проложить центральное водоснабжение, канализацию и построить школу в Сухом. Не стало совхоза, перестали существовать и планы вывода села из состояния Средневековья. Без возможности учиться в современной и удобной школе на тот момент остались более двухсот детей. Новое здание должно было объединить их всех под одной крышей.

Стадию разработки проектной документации школа не смогла преодолеть четыре раза: в 1990-м, 2005-м, 2010-м и 2014-м годах. Во всех случаях причина была одна: «не согласовали». Утвердить не могут раздел проекта, предусматривающий создание локальных систем водопровода и канализации. Территория сельского поселения попадает в Ломоносовский горизонт, где нет водных запасов в том количестве и в том качестве, которые необходимы для снабжения населения. На сегодняшний день этот вопрос планируют решить с помощью трубы, по которой вода будет поступать в новую школу из скважины в посёлке Приладожский.

Если когда-нибудь проект согласуют, может, и появится в селе школа с туалетами, холодной и горячей водой, спортивным и актовым залами, бассейном, лабораториями. И станет она для местных жителей не просто новым центром образовательной, спортивной и культурной жизни но, и, пожалуй, чуть ли не единственным во всём поселении островком цивилизации.