Перейти к основному содержанию

Петербургские муниципалитеты: время выйти из сумрака

До дня единого голосования, 8 сентября, осталось полгода. В Петербурге уже начались две избирательные кампании – губернаторская и муниципальная. С первой всё понятно, а вот вторая часть остаётся без внимания избирателей, а зря, потому что именно от её итогов во многом зависит комфорт горожан.

В Петербурге 111 муниципальных образований на 18 районов. Вряд ли в городе найдётся человек, который не знает, на какой улице он живёт или в каком районе, но не часто встретится тот, кто вспомнит название и назначение своего МО. Чтобы понять, у кого из муниципалов есть шанс быть узнанными, «Форпост» составил рейтинг муниципальных образований по упоминаемости в СМИ.

Оказалось, что за первые два месяца 2019 года 91 городское МО не встречалось в новостных сюжетах агрегатора «Яндекс.Новостей» ни разу. Ещё девять заработали по одному упоминанию. Правда, произошло это не из-за интереса журналистов, а из-за новостей с их участием на сайте регионального отделения «Единой России». Выделиться, пожалуй, смогли только те, кто создал скандальный инфоповод.

Название муниципального округа

Количество упоминаний

1 МО Малая охта 13
2 МО город Пушкин 4
3 МО город Сестрорецк 3
4 МО Южно-Приморский 3
5 МО Звёздное 2
6 МО Чёрная речка 2
7 МО Озеро Долгое 2
8 МО Георгиевский 2
9 МО Коломна 2
10 МО Княжево 2
11 МО Кронверское 1
12 МО Народный 1
13 МО Солнечное 1
14 МО Невский округ 1
15 МО Северный 1
16 МО Академическое 1
17 МО Гражданка 1
18 МО Васильевский 1
19 МО округ Петровский 1
20 МО Нарвский округ 1
21-111 остальные 0

Например, «Малая Охта» привлекла внимание тем, что городская прокуратура лишила одного из мундепов мандата. Такое решение было принято из-за того, что народный избранник не предоставил декларацию о доходах своей супруги за 2017 год.

А вот муниципальные власти «Чёрной речки» получили минуты славы из-за своей просьбы изменить название МО на «Ланское». Информация разошлась в СМИ, поскольку предложение о переименовании обсуждали в ЗакСе, а также потому, что данный округ минувшей осенью был замечен в «крысином скандале». Тогда активный житель муниципалитета Илья Мохов заявил, что выпустил в Мариинском дворце крыс, чтобы привлечь внимание парламентариев к бедственному положению МО. По словам молодого человека, депутаты в «Чёрной речке» разбежались, оставив округ без легитимного управления.

Чтобы объяснить столь слабый интерес прессы к рядовой жизни муниципалитетов, «Форпост» разобрал по полочкам, что это за структура, чем она занимается, откуда берёт финансирование и кому интересна.

Муниципальное образование - форма устройства местного самоуправления со своими обязанностями, бюджетом и целями. МО были созданы для того, чтобы быстро и эффективно решать проблемы на местах. Например, в Петербурге муниципалам можно пожаловаться на то, что сосед выгуливает собаку без намордника. Местные власти обязаны отреагировать, составить акты о нарушении. Они же должны помогать жителям с благоустройством дворов и придомовых территорий – разбивать клумбы, красить скамейки и заделывать ямы в асфальте возле подъездов.

В обязанности муниципалов также входит принятие устава МО, издание местных правовых актов, организация и проведение муниципальных выборов и референдумов, выпуск и распространение газеты, развитие общественной инфраструктуры. Так это звучит в официальных формулировках. Считается, что люди, работающие в местных советах и администрациях, должны общаться с жителями МО, понимать их проблемы и способствовать их решению. По сути, муниципалитет - инструмент гражданского общества, который помогает горожанам. На практике чаще всего деятельность МО ограничивается организацией праздников, выпуском газеты и распространением билетов на концерты для детей и пенсионеров.

Иногда бывает иначе. Летом прошлого года прокуратура возбудила несколько дел об административных нарушениях в отношении главы муниципалитета «Веденский». Поводом стала попытка благоустроить территорию Пушкарского сада, которая не входит в состав МО.

Возможно, именно узость законных полномочий муниципалов не даёт им возможности развернуться. Проблема эта, кажется, уже понятна всем. Ограниченный функционал местных властей пытаются расширить силами городского парламента. В работе ЗакСа в настоящее время находятся законопроекты, которые должны позволить муниципалам определять места для выгула собак и самостоятельно финансировать работы по освещению детских и спортивных площадок. Но даже при этом возможности МО кажутся скудными.

Последнего, к слову, нельзя сказать об их бюджете. При ограниченных полномочиях у муниципалов есть хорошие финансовые возможности. Их казна формируется из местных налогов, сборов, штрафов, а также отчислений от федеральных и городских налогов в соответствии с законом.

Missing материал.

Например, в 2019 году в МО «Смольнинское» ожидают получить более 313 миллионов рублей доходов, плюс к ним прибавятся 23 миллиона межбюджетных трансферов, а расходы составят 279 миллионов. Напомним, именно в этом муниципалитете Контрольно-счётная палата нашла серьёзные нарушения прошлым летом. Проверка показала, что из-за финансовой политики муниципалов бюджет МО потерял порядка 28,5 миллиона рублей. Несмотря на это, в 2019 году у МО «Смольнинское» оказался самый большой бюджет среди городских муниципалитетов.

Хуже дела обстоят в уже упомянутом МО «Чёрная речка». Судя по данным сайта муниципалитета, планируемые доходы в 2019 году составят более 122 миллионов рублей при расходах в 127 миллионов. А вот идеальный баланс доходов и расходов, по открытым данным, удалось найти МО №65, там оба показателя на 2019 год установлены в размере 248 тысяч рублей.

Цифры разнятся в зависимости от размеров муниципалитетов, их населённости, но все три примера дают понять, что возможности для улучшения жизни горожан у муниципалов, очевидно, присутствуют. Да, часть этих средств должна уходить на выплаты зарплат работникам МО, часть - на уплату налогов, но остальное можно пустить на ремонт газонов или обустройство детских площадок.

В том, что деньги не всегда тратятся однозначно полезно, нельзя винить одних муниципалов. Да, это они пускают сотни тысяч рублей на организацию уличных праздников или закупку садовых гномиков за баснословные суммы. Но перед принятием бюджета в каждом МО проходят общественные слушания, которые посещают только мундепы и общественники, а рядовые горожане, как правило, остаются в стороне. Низкий интерес петербуржцев к муниципальной жизни и отсутствие базовых знаний о системе российского самоуправления дают вполне закономерный результат.

Как мы видим, муниципальные образования не становятся инструментом гражданского общества, как было задумано, а остаются продолжением административного ресурса. По сути, МО имеют тесный контакт с районными администрациями, Смольным и ЗакСом, но не могут наладить его с жителями. Всё это превращает советы в инструмент отдельных представителей власти по отмыванию денег на сомнительных госзакупках, а также по урегулированию политических интересов. Ведь именно местные депутаты решают, кого допускать, а кого нет до выборов в губернаторы. Функция «муниципального фильтра», о котором уже не раз писал «Форпост», в настоящее время выглядит как главная задача местных властей.

Впрочем, активного включения муниципалов в информационную картину города можно ожидать уже в ближайшее время. Осенью в Петербурге пройдут выборы, а значит мундепам пора выходить из тени и начинать борьбу за мандаты. Ведь пока действующие МО проживают дни в безвестности или попадают в сюжеты новостей за счёт скандалов, к выборам начинают готовиться сторонники оппозиционных сил. Которые, к слову, вниманием петербургских СМИ не обделены.