Перейти к основному содержанию

Как заниматься наукой в условиях тотального недофинансирования

Россия находится на десятом месте в рейтинге государств по величине расходов на науку. На первой строчке – Соединённые Штаты, где учёные ежегодно получают на свои изыскания более полутриллиона долларов. За ними Китай, немного не дотягивающий до этой умопомрачительной цифры. Если брать в расчёт удельный вес затрат на исследования во внутреннем валовом продукте, то дела обстоят ещё хуже: наша страна с показателем 1,1% располагается на 34 позиции. В лидерах - Израиль (4.25%) и Республика Корея (4.24%).

Разговоры о недофинансировании отечественной науки, как и об её невостребованности со стороны бизнеса и общества, идут уже давно. А ответа на извечный русский вопрос «что делать?», как не было, так и нет. Однако, если проанализировать структуру доходов научно-исследовательских организаций в США, ЕС и наиболее развитых азиатских державах, то можно прийти к одному очень простому выводу: там большая часть средств поступает от частных инвесторов, а у нас – наоборот, от государства.

То есть вывод напрашивается сам собой – нужно не столько жаловаться на жизнь и нехватку денег, сколько искать заказчиков, заключать хоздоговора и внедрять свои разработки в производство. Ну и попутно, естественно, повышать КПД научных изысканий. В том числе, за счёт снижения их себестоимости.

наука
© Форпост Северо-Запад

Санкт-Петербургский горный университет наряду с МИСиС, университетом нефти и газа имени Губкина и ещё несколькими вузами входит в число высших технических учебных заведений, чья модель финансирования близка к оптимальной. Во многом именно потому, что более 50% его бюджета формируется благодаря средствам партнеров. То есть тех компаний, руководство которых заинтересовано в подготовке кадрового резерва и более тесной интеграции с вузовской наукой для повышения рентабельности своих предприятий.

Впрочем, даже Горному, материальная база которого – одна из самых лучших в России, для того, чтобы эффективно развиваться необходимо ещё около 1,5-2 миллиардов рублей ежегодно. Это значит, что здесь тоже периодически возникают перебои с финансированием научных исследований. С закупкой необходимых для них приборов и расходных материалов, ремонтом аппаратуры или заменой морально и физически устаревших механизмов.

Как же в таком случае выполнить свои обязательства перед инвесторами? Оказывается, многие агрегаты, необходимые для изысканий, конструкторы университета могут сделать своими силами в учебно-экспериментальных мастерских вуза.

«Нам поступает до 80-90 заказов в месяц. Примерно половина из них - это ремонт и изготовление техники или элементов инфраструктуры: мебели, учебного инвентаря, кованых ограждений, козырьков и другие хозяйственные работы. Всё остальное связано с изготовлением различных изделий для лабораторных занятий и научных исследований, а также расходных материалов или запасных частей для них. В качестве примера могу привести прибор для определения прочности сорбентов при истирании и фильтр для очистки сточных вод от тяжёлых металлов, которые мы передали на кафедру геоэкологии», - рассказал начальник мастерских Алексей Усыпко.

наука
© Форпост Северо-Запад / Александр Игнатович

Фильтр, о котором он говорит, был представлен на нескольких выставках и завоевал по итогам участия в них ряд престижных наград. Например, диплом за лучший инновационный проект в области экологии, рационального природопользования, сортировки переработки отходов и водоочистки международного конкурса инноваций «HI-TECH» в 2018 году.

Используется этот агрегат и для реальных научных исследований. Например, для анализа эффективности очистки пластовых вод от нефтепродуктов за счёт применения скорлупы от орехов, который учёные Горного университета проводили для компании «Газпромнефть-шельф». Или выработки рекомендаций для другого партнёра петербургского вуза, столкнувшего с проблемой загрязнения водоёма рядом со своим предприятием молибденом – тяжёлым металлом, большая концентрация которого негативно влияет на экосистемы и здоровье человека.

«При помощи фильтра, изготовленного в наших учебно-экспериментальных мастерских, мы выяснили, что ликвидация загрязнения при помощи традиционных сорбентов нецелесообразна. Затем провели ряд экспериментов, которые показали, что наиболее эффективным способом будет применение металлической стружки в сочетании с песком. Молибден «садится» на её поверхность и его концентрация в водоёме уменьшается до санитарных нормативов. Наши рекомендации были применены на практике, что позволило устранить ущерб, нанесённый окружающей среде», - отметила заведующая лабораторией экологического мониторинга Мария Чукаева.

По мнению ведущего инженера этой лаборатории Ивана Сверчкова, наличие собственного производства даёт возможность не только сэкономить средства, но также сократить время, которое необходимо для закупки оборудования на стороне. А ещё - внести в него конструкторские изменения «под конкретный проект и конкретного заказчика».

наука
© Форпост Северо-Запад / Александр Игнатович

«Я занимаюсь исследованиями на тему определения свойств твёрдых сорбентов, которые поглощают вредные соединения или отравляющие вещества при очистке сточных вод. Прибор для определения их прочности при истирании был сделан в наших мастерских максимально оперативно. Он также имеет ряд конструктивных особенностей, которые были внесены по моей инициативе, иметь такую возможность очень удобно», - подчеркнул Иван Сверчков.

Алексей Усыпко дополняет, что сам процесс изготовления изделий занимает несколько недель, но их разработка в целом длится месяц-полтора. Это время необходимо для того, чтобы досконально понять, что нужно учёным.

Приборно-лабораторная база Горного университета формируется за счёт закупок самого современного и, соответственно, очень дорого оборудования. Здесь работают класс виртуальной реальности для обучения специалистов в области добычи нефти и газа, комплексная лаборатория повышения нефтеотдачи пластов, включающая в себя пять высокотехнологичных лабораторий, оснащенных аппаратурой «Coretest Systems» (США) и «Vinci Technologies» (Франция), научно-исследовательские центры, созданные совместно с компаниями Schneider Electric и Orica. Это лишь малая часть той инфраструктуры, которой располагает петербургский вуз. Тем не менее, учебно-экспериментальные мастерские гармонично вписываются в эти технологические цепочки в качестве их эффективного дополнения.