Перейти к основному содержанию

«Критиковать, нельзя игнорировать»: о театральном скандале имени Фурманова

Несколько дней назад Союз театральных деятелей Петербурга опубликовал в социальной сети Facebook разгромные комментарии к программе развития культуры города до 2023 года. Её разработал советник губернатора по культуре и директор частного театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова Рудольф Фурманов. Представители общественной организации назвали предложения театрального деятеля «безумными», «безграмотными» и «несостоятельными», после чего на очередном заседании правления единогласно выступили за его исключение из СТД. В истории развития конфликта в театральной среде Северной столицы разобрался «Форпост».

Рудольф Фурманов по заказу городской администрации разработал «Программу развития культуры Петербурга» ещё в ноябре 2018 года. Основные тезисы документа он передал на подпись временно исполняющему обязанности главы города на Неве Александру Беглову. Однако коллеги по цеху раскритиковали его труд в соцсети только на днях, так как долгое время ждали, но так и не дождались от Смольного официального ответа по предложенным ими корректировкам.

Главной претензией к составителю программы стала его инициатива о необходимости проведения реформы в области бюджетного финансирования государственных и негосударственных театров. Фурманов, в частности, предложил ранжировать их по роли в жизни города и в соответствии с этим определять размер финансовой поддержки.

Помимо этого, театральному сообществу пришлись не по душе инициативы, касающиеся ликвидации бессрочных договоров с руководителями городских театральных площадок и перевода их сотрудников на контрактную систему оплаты труда, а также пересмотра денежных выплат госучреждениям культуры, которые «дорого продают билеты».

Театральные деятели Северной столицы усмотрели личную выгоду в предложениях Фурманова. По их мнению, на протяжении нескольких лет он использует «личные связи» для получения субсидии — выплаты его частному театру прописаны отдельной строкой в городском бюджете и составляют более 50% от общей суммы финансирования подобных учреждений культуры Петербурга, подчеркнули в СТД. Речь идёт о поправке, которая вступила в силу в 2017 году, и предполагает, что для театра, который ежегодно показывает 275 спектаклей, размер финансовой поддержки должен составлять 30 миллионов рублей. «Русская антреприза», которой руководит Фурманов, в этом отношении не имеет конкурентов.

Парируя критике театралов, в интервью одному из городских интернет-изданий Фурманов подчеркнул, что ему «наплевать» на мнение СТД. После этого скандального заявления правление Союза театральных деятелей Петербурга единогласно проголосовало за исключение директора «Русской антрепризы» из организации. По некоторым данным, такое решение, согласованное с федеральным секретариатом, было принято, так как деятельность Фурманова не соответствует уставу Союза.

«Неприятным» этот конфликт назвала член профильной комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного собрания Петербурга Ольга Ходунова. В разговоре с «Форпостом» она рассказала о своих впечатлениях от программы Фурманова.

«Когда конфликт решается таким путём — мне это не импонирует. Однако, хочу заменить, что Фурманову — 80 лет, и он достаточно много сделал для театральной среды Петербурга. На мой взгляд, он имеет право дать оценку и составить подобную программу. В то же время представители союза также имеют право на своё мнение, а также выразить свою позицию относительно труда Фурманова. Более того, такие инициативы нельзя игнорировать, их просто необходимо подвергать всесторонней критике. <…> Я тоже читала подготовленный им документ. Конечно, на стратегию развития он не тянет. Это больше похоже на мысли вслух человека, который не знаком с местным и федеральным законодательствами», — сказала Ходунова.

Она подчеркнула, что подобные программы необходимо составлять не одному человеку, а рабочей группе, в состав которой должны быть включены деятели из различных областей культуры. По мнению депутата, при разработке такого документа, в первую очередь, важно сосредоточиться не на распределении бюджетного финансирования между петербургскими театрами, а подумать над тем, как сделать их более доступными для простых людей.

В конце разговора парламентарий посетовала, что в процессе публичных разбирательств участники конфликта, по какой-то причине, обошли вниманием тот факт, что в своих инициативах советник губернатора практически не коснулся других видов культуры — без программы развития остались музеи, библиотеки и кинотеатры.

В Смольном официальную позицию относительно составленной программы развития культуры и конфликта в театральной среде Северной столицы пока не обнародовали.