Перейти к основному содержанию

Эксперт о российском Superjet 100: Хороший и надёжный самолёт не получился

Трагедия в московском аэропорту Шереметьево, произошедшая вечером 5 мая, унесла жизни 41 пассажира Superjet 100, следовавшего из российской столицы в Мурманск. В тот же день Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело и приступил к выяснению причин и обстоятельств авиакатастрофы. О начале внутреннего расследования спустя несколько часов после инцидента заявила и авиакомпания «Аэрофлот», которой принадлежит самолёт. В настоящий момент существует несколько версий произошедшего. Среди них — неисправность воздушного судна, неблагоприятные погодные условия, а также недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр авиалайнера. «Форпост» вспомнил о некоторых подобных ЧП, связанных с Superjet 100, и поговорил об особенностях этой модели со специалистом по безопасности полётов и бывшим командиром самолёта Александром Романовым.

Superjet 100 — российский региональный реактивный самолёт (Russian Regional Jet), рассчитанный на выполнение полётов на расстояние пять тысяч километров, разработан и произведён компанией АО «Гражданские самолёты Сухого». Он стал первым отечественным пассажирским авиалайнером, созданным и введённым в эксплуатацию после распада Советского союза.

Воздушные суда этой модели начали использовать для гражданских авиаперевозок в 2011 году. По данным открытых источников, за восемь лет было выпущено 167 экземпляров Superjet 100. Среди российских авиакомпаний его приобрели «Аэрофлот», «Ямал», «Газпром авиа», «Азимут», Якутия», «ИрАэро» и «РусДжет». Среди зарубежных — мексиканский авиаперевозчик Interjet, ирландский CityJet, индонезийский Sky Aviation и другие.

Только в России за последние два года произошло семь инцидентов с участием Superjet 100. Летом 2018 года лайнер, летевший из Иркутска в Петербург, был вынужден совершить аварийную посадку в аэропорту Барнаула. Через месяц испытательный борт отечественного производителя приземлился без стойки шасси в подмосковном Раменском. Осенью того же года произошло ещё два ЧП: один самолёт, следовавший в Ханты-Мансийск, по техническим причинам вернулся в московский аэропорт Шереметьево, другой — выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы в Якутии. В феврале 2019 года лайнер российского производства задел крылом фонарный столб в столичной авиагавани Домодедово, в марте — совершил экстренную посадку из-за треснувшего лобового стекла в Шереметьево, а в апреле пассажиры Superjet 100 из-за технического сбоя более десяти часов провели в ожидании вылета из Воронежа в Москву.

По мнению специалиста по безопасности полётов и бывшего командира самолёта Александра Романова, делать выводы о том, что стало причиной очередного ЧП с Superjet 100 пока рано, так как нет официальных результатов расследования причин и обстоятельств случившегося в московском аэропорту Шереметьево. Однако то, что у этой модели существует ряд выявленных недостатков — факт, считает эксперт.

По данным СКР, среди возможных причин, которые могли привести к авиакатастрофе в московском аэропорту Шереметьево — неисправность Superjet 100. Какие, на ваш взгляд, проблемы с этой моделью самолёта могли привести к трагедии и почему, несмотря на зафиксированные ЧП с её участием, она продолжает поступать в эксплуатацию и подниматься в небо?

Сложно сказать, что могло привести к ЧП. Даже теоретически. Самолёт был сертифицирован, допущен к выполнению полёта, к перевозке пассажиров и грузов. Остальное, по итогам расследования, нам должны сообщить компетентные органы.

Однако то, что у этой модели есть ряд выявленных недостатков — неоспоримый факт. Об этом говорит то, что зарубежные авиакомпании, купившие Superjet 100, зачастую его не используют, оставляя на земле. По статистике, с момента поступления российского авиалайнера в продажу, его главным покупателем остаётся компания «Аэрофлот». Я думаю, что, приобретая эти самолёты, она, в основном, руководствуется патриотическими чувствами, поддерживая национального производителя. Моё мнение, что хоть в создание и производство Superjet 100 и были вложены огромные деньги, к сожалению, надо признать, что хороший и надёжный самолёт не получился.

Отвечая на вопрос о том, почему этот авиалайнер продолжает летать, я хочу напомнить, что существует общемировая практика, когда при возникновении ЧП с участием определённой модели самолёта, её временно выводят из эксплуатации. Хотя бы на период расследования причин и обстоятельств происшествия.

Теоретически, запрет полётов Superjet 100 в связи с часто возникающими проблемами возможен. Но государственные органы, которые регулируют гражданские авиаперевозки, находятся в зависимости от политической и рыночной ситуаций. Даже частичная приостановка работы крупного отечественного перевозчика в сложных экономических условиях может негативно сказаться на его перспективах развития на внутреннем и зарубежном рынках. Действия Минтранса РФ в этом отношении можно критиковать долго, но важно понимать, что это огромная система, работу которой ограничить практически невозможно. К сожалению, в России политика и экономика иногда ставятся выше безопасности.

Министр транспорта РФ Евгений Дитрих 6 мая заявил, что не видит оснований для приостановки эксплуатации Superjet 100. По словам официального представителя президента России Дмитрия Пескова, этот вопрос должен быть решён после официального расследования ЧП в московском аэропорту Шереметьево.