Санкт-ПетербургПеременная облачность+8°C

Подлодки Великой Победы: «они понимали, что идут на верную смерть»

подлодка Щ-408
Фото © uwex.org

В России отмечают 74-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне. За четыре года Советский Союз потерял свыше 11 миллионов военнослужащих, около миллиона военной и специальной техники, в том числе 102 подводные лодки. По официальным данным, 81 субмарина пошла ко дну во время боевых действий. Часть затонула в водах Балтийского моря, их и ищут поисковики проекта «Поклон кораблям Великой Победы».

В 2012 году дайверы под руководством Константина Богданова, который основал разведывательно-водолазную команду начали заниматься поиском субмарин, подорвавшихся при прорыве финских и немецких минных заграждений в 1942-1943 годах. При поддержке Русского географического общества, компании «Транснефть» и Фонда президентских грантов, водолазы создали проект «Поклон кораблям Великой Победы». Экспедиции проходят не только в территориальных водах России, но и за её пределами. Вместе с финской командой SubZone в водах Эстонии и Финляндии водолазы обнаружили три советских судна — Щ-301, М-98 и «Калев».
Первую подводную лодку водолазы нашли в 2012 году. Ею оказалась 90-метровая П-1 «Правда», получившая название в честь знаменитой советской газеты. Координатами субмарины с командой дайверов поделилось управление министерства обороны по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Корпус судна обнаружили ещё летом 2008 года на глубине 75 метров при прокладке газопровода «Северный поток». Однако информация о находке долгое время не разглашалась. Обследовав П-1, водолазы убедились, что в Балтике находятся ещё около 20 ненайденных подводных лодок времён войны. Помимо «Правды», за семь лет команда Богданова нашла в Балтийском море 22 судна, в том числе советские дизель-электрические подводные лодки С-5, С-9, С-12 и субмарины типа «Щука» Щ-324, 306, 303, 406, 408, 320, 405, 317 и «Акула». Также водолазы обнаружили линейный корабль «Лефорт», парусники XIX века, табельный маскировочный комплект Т-387, бронетранспортный крейсер «Паллада», миноносец Т18, тральщики «Взрыв и «Проводник», эсминцы «Прямислав» («Калинин») и «Новик» («Яков Свердлов»).

подводная лодка
Фото © uwex.org

Подводные лодки не поднимают со дна. По словам водолазов, это очень дорогостоящая процедура. Чтобы поднять корабль, для него нужно оборудовать специальное место и следить за его состоянием. Это тоже требует немалых денег. Поэтому на всех обнаруженных субмаринах команда Богданова устанавливает памятные доски. Их координаты нанесены на все морские карты. Место гибели лодки объявляют воинским захоронением, поэтому рядом с ними запрещено погружаться дайверам и вставать на якорь. Это сделано для того, чтобы не нарушать покой погибшего экипажа. Все российские военные суда отдают воинские почести в местах захоронения подлодок – чаще всего приспускают флаги и издают три протяжных гудка.

«Поиск любого затонувшего объекта, особенно подводной лодки, можно сравнить с поиском иголки в стоге сена. Мы зачастую не знаем точного месторасположения. Мы можем предполагать только район гибели, и тогда с помощью гидролокаторов происходит маневрирование в этом районе. Лодки — это малоразмерные объекты, и зачастую основное время поиска уходит на обследование района её гибели. И только после того как объект будет найден, туда спускаются дайверы и с помощью фото- и видеофиксации обследуют этот объект. После этого эксперты рассматривают материалы и идентифицируют подводную лодку», — рассказал в беседе с «Форпостом» председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, капитан 1-го ранга запаса Игорь Курдин.

подводная лодка
Фото © uwex.org

Параллельно с поиском пропавших без вести субмарин разыскивают и родственников погибших членов экипажа каждого корабля. Первого сентября прошлого года, благодаря петербургскому клубу моряков-подводников у храма Петра и Павла в Сестрорецке открыли реконструированную Стену памяти. На ней разместили 138 мемориальных досок, каждая из которых рассказывает историю мореходца.

«Два года назад мы получили президентский грант на реконструкцию Стены памяти, была проведена очень большая работа. Нам удалось найти и установить все данные по потерям личного состава экипажей», — добавил Курдин.

В водах Балтийского моря в 1943 году при прорыве мощнейших противолодочных заграждений в Финском заливе затонули пять подводных лодок – С-9, С-5, Щ-406, Щ-303 и Щ-408. В те годы немецкие войска перекрыли выход в Балтику для советских подлодок. Тем не менее, командование Балтфлота всё же приказало нескольким судам попытаться прорвать заградительные рубежи.

Первой на задание в мае 1943 года ушла Щ-303, которая встретила мощное сопротивление со стороны противника. Её командир, капитан 3-го ранга Иван Травкин принял решение вернуться на базу. Как раз в это время на форсирование Финского залива отправилась 57-метровая Щ-408. Командовал экипажем из 40 человек капитан-лейтенант Павел Кузьмин. На вооружении подлодки было два 45-миллиметровых орудия, шесть торпедных аппаратов и десять торпед. Она успешно прошла первый этап плана, но из-за утечки масла и топлива из субмарины её обнаружил финский самолёт-разведчик. Тогда лодка была уже в районе острова Вайндло и практически пересеклась с возвращавшейся на базу Щ-303, за которой также шёл противник.

подводная лодка
Фото © uwex.org

В итоге Щ-408 пришлось сражаться против ещё трёх немецких быстроходных барж. Ночью 22 мая 1943 года лодка всплыла и начала артиллерийский бой. Всплытие позволило командиру отправить радиограмму на базу: «Атакован силами ПЛО, имею повреждения. Противник не даёт заряжаться. Прошу помощи авиации. Мое место – Вайндло». После этого связь с экипажем Щ-408 была потеряна навсегда. Потоновшую лодку нашла команда Богданова в 2016 году вместе с финской компанией SubZone. Корабль находился на глубине 72 метра в водах у острова Вайндло.

В память о погибших моряках этой субмарины в петербургской общеобразовательной школе №504 на бульваре Новаторов создали музей. Образовательное учреждение основали в 1963 году на месте поселения Княжево, сейчас это Кировский район города. Тогда новым улицам в этой местности давали имена различных героев Великой Отечественной войны: танкиста Хрустицкого, Лёни Голикова, Зины Портновой. Улица, которая находится рядом с бульваром Новаторов, получила имя подводника Кузьмина, руководившего Щ-408. Именно этот факт стал поводом создать в школе музей памяти погибших субмарины.

 музей щ-408 Форпост
Фото © Форпост Северо-Запад /

«Всё началось с изучения истории: какие лодки защищали Кронштадт, Ленинград, какова была их судьба. Тогда учителя вместе с учениками не только изучали Щ-408. Мемориальный зал состоял из стендов, книг, писем, которые писали родственники членов экипажа. К концу 80-х годов занялись реорганизацией хранилища. Учителей, которые создавали этот музей, становилось всё меньше и меньше. В итоге некоторые экспонаты архивировали, что-то передали в музей подводного флота России на Кондратьевском проспекте, что-то — в музей “Нарвская застава”, и кое-что осталось у нас», — сообщила в разговоре с «Форпостом» руководитель мемориального зала Марина Лукина, которая работает заместителем директора школы и преподаёт английский язык.

Создать новый музей в память о погибших членах экипажа Щ-408 решили в 2013 году. В тот год школе №504 исполнилось 50 лет. На юбилей пришли выпускники 1980-х годов выпуска, которые занимались мемориальным залом во время учёбы.

«В старом хранилище они были экскурсоводами. Они спросили, где наш музей, а музея в этом виде, в каком он был ранее, и не было уже. И они решили своими силами создать что-то, что было бы подарком к 50-летию школы сегодняшним ученикам», — добавила преподавательница.

музей Щ-408 в школе 504
Фото © Форпост Северо-Запад /

Обустройством зала занималась художественная мастерская Владимира Быстрова. Музей, похожий на один из отсеков Щ-408, открыли осенью 2013 года. Помещение оборудовано акустической системой, тач-скрином, позволяющим работать с различными документами, мультимедийным проектором. Изначально в зале была только одна витрина с изображением субмарины, под котором и сейчас хранятся флаг рабоче-крестьянского Военно-морского флота СССР, фуражка офицера, погоны капитан-лейтенанта, офицерский ремень, кобура для пистолета, наушники военного радиста, матросские ремень и бескозырка, кружка, ложка, портсигар, пеленгатор оптический (прибор для определения положения судна в море – прим. ред.), а также брошюра «Силуэты кораблей германского флота». Через полтора года в музее открыли ещё три витрины, посвящённые экипажу подлодки и его командиру, Павлу Кузьмину.

«В процессе создания музея мы познакомились с женой Кузьмина, его сыном и внуком, а также с международной командой дайверов под руководством Владимира Богданова, который, в свою очередь, занимался поиском подводных лодок в Балтике», — сказала Лукина.

Мемориальный зал стал визитной карточкой школы. Всем гостям учреждения проводят экскурсию по музею сами школьники. Сейчас в качестве основного экскурсовода работает одиннадцатиклассница Кристина, которая заинтересовалась хранилищем, учась в седьмом классе. Она одна может рассказать всю историю Щ-408 не только на русском, но и на английском языке. Школьница знает наизусть все письма капитана-лейтенанта Кузьмина своей семье.

музей Щ-408 в школе 504
Фото © Форпост Северо-Запад /

«Павел Семёнович (Кузьмин – прим. ред.) во время войны поддерживал постоянную переписку со своей женой. Примечательно то, что в этих письмах он никогда не жаловался. Он писал так: сыт ли – не очень, жаловаться я тебе на это не смею, так как я человек военный и мне как военному нужно переносить такие лишения, тем более они временного характера. Как одет — вполне достаточно, чтобы не замёрзнуть и хорошо себя чувствовать», — рассказала Кристина.

Во время Великой Отечественной войны дома у Кузьмина остались жена и трёхлетний сын. Перед походом он попросил супругу сделать фото с малышом, но так его и не увидел. Письмо с фотографией пришло на базу лодки 22 мая 1943 года, как раз в тот день, когда она приняла свой первый и последний бой. Таким образом, послание вернулось обратно к возлюбленной командира экипажа Щ-408 с сухой телеграммой о его смерти. Теперь копия этого снимка и его письма находятся в школьном музее.

«По этим письмам в 2013 году был организован перформанс (художественное представлением – прим. ред.). Группа разделяется на мальчиков и девочек, проводится перекличка — мальчики в форме моряков отправляются на службу, а в это время девочки читают письма. Уже в конце мы объединяемся и произносим последние слова из письма Кузьмина: “На будущее я надежды не теряю, и тебя прошу также надеяться. До свидания, твой Павел, ваш папа”. Это символизирует то, что даже после смерти экипажа все родственники помнят о своих предках», — добавила юный экскурсовод.

Стоит отметить, что ни один член экипажа Щ-408 не был отмечен за проделанный подвиг. Изначально наградить моряков-подводников посмертно не могли, потому что субмарина считалась пропавшей без вести. Однако подлодку нашли в 2016 году, но медали экипаж так и не получил. При этом родственники погибших мореплавателей, руководство музея и поисковики не раз обращались к властям с тем, чтобы подвиг экипажа Щ-408 был отмечен. Награду получил только Павел Кузьмин. Поскольку СССР и Англия в годы Великой Отечественной войны были союзниками, в 1944 году король Великобритании Георг VI подписал грамоту о награждении командира экипажа Щ-408 орденом Британской империи V степени.

В скором времени в школе должен появиться ещё один зал. В центре будет стоять макет Щ-408, вокруг которого и построят экспозицию.

Одним из благотворителей школы выступает Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников. Его руководитель Игорь Курдин рассказал «Форпосту», в чём уникальность субмарины Щ-408.

«Подводная лодка Щ-408 — одна из многих подводных лодок, которые можно просто назвать рабочими лодками Великой Отечественной войны. Она в принципе ничем не отличалась от других подводных лодок, такие же подводники, такой же командир, которые выходили в боевые походы. Они знали об очень сильной противолодочной обороне: это минные поля, корабли-охотники. Зачастую они понимали, что идут на верную смерть. Но ни одного случая отказа от выхода в море со стороны экипажей Балтфлота не было. Вот 408 приняла неравный бой с финскими кораблями и самолётами, вынуждена была всплыть в надводное положение и вести артиллерийский бой. Повредила как минимум два финских сторожевых корабля. Но тем не менее, сама она погибла. Не зря её прозвали Балтийским варягом», — рассказал Курдин.

подводная лодка
Фото © uwex.org

К 2020 году участники подводной экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» намерены установить точное местонахождение всех погибших в Балтийском море с 1941 по 1945 годы субмарин. Подлодки, ушедшие в поход навсегда, получили название «Бессмертный дивизион».

В начале мая команда Богданова нашла на дне Финского залива очередную советскую подводную лодку — Щ-302 «Окунь». Она затонула недалеко от острова Большой Тютерс во время боевого выхода осенью 1942 года. По предварительной информации, «Окунь» подорвалась на противолодочной мине. Погибли все 37 человек экипажа. Таким образом, в территориальных водах России остаётся последняя пропавшая без вести советская малая субмарина М-96 времён Второй мировой войны, которую водолазам предстоит найти.