Топ-менеджеры Tesla бьют тревогу. Они опасаются, что уже в ближайшем будущем дефицит сырья, без которого невозможно произвести аккумуляторы электромобилей, станет серьёзным препятствием для развития отрасли. Их сомнения разделяют и аналитики S&P, которые заявили, что глобальный прирост запасов меди находится на критически низком уровне, даже несмотря на постоянное увеличение финансирования поисково-разведочных работ. Неужели изменение технологического уклада, которое многим казалось необратимым, не состоится?
Украинский портал Joinfo сообщил, что в Вашингтоне состоялась закрытое совещание с участием руководителей ряда горнодобывающих компаний. В его рамках менеджер по мировым поставкам металлов для аккумуляторов Tesla Сара Мариссаэль рассказала о неутешительных прогнозах, связанных с надвигающейся нехваткой ключевых компонентов, которые необходимы для производства батарей. В частности, меди, никеля, лития и кобальта.
Проблема в том, что 40% себестоимости электрокара (а она на сегодняшний день довольно высока) приходится именно на аккумулятор. Для его создания необходим гораздо больший объём полезных ископаемых, чем для автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Например, меди нужно примерно вчетверо больше. Но где её взять?
Старший аналитик S&P Global Market Intelligence Кевин Мёрфи утверждает, что за последние 10 лет прирост запасов металла в мире составил 102,4 млн тонн, а за предыдущие 19 лет, с 1990-го по 2008 год, - 992,5 млн. При этом, сумма, затраченная на поиск и разведку меди, если сравнивать те же периоды, возросла с 15,4 млрд долларов до 25,8 млрд.
«Безусловно, геологические запасы, выявленные в ходе разведки новых месторождений, в том числе крупных, будут корректироваться в сторону увеличения. Тем не менее, мы прогнозируем, что воспроизводство меди останется на исторически низких уровнях», - приводит слова Кевина Мёрфи портал Mining Journal.
Не менее тревожным эксперты называют и диссонанс между тенденцией повышения добычи из-за роста спроса и снижением эффективности поиска новых залежей. Так, объёмы запасов меди на Лондонской бирже металлов увеличились в апреле до 337,700 тысяч тонн, на 36% по сравнению с мартом и на 85% с начала года. По мнению американского аналитика Джона Гросса, «размер поставок вызывает шок и трепет», ведь он ясно указывает на то, что производители в будущем не смогут в полной мере удовлетворить потребность рынка.
В 2018 году 42% всей меди в мире было добыто в Латинской Америке. Кевин Мёрфи считает, что регион и впредь останется лидером в области её производства, ведь там находится почти половина всего объёма металла, обнаруженного в открытых после 1990 года месторождениях.
«Наши исследования показывают, что переход от стадии открытия актива к производству занимает около 20 лет. Это означает, что снижение темпов обнаружения новых залежей в последнее десятилетие ограничит пул проектов, которые могут быть запущены в эксплуатацию через 15-20 лет. К этому времени многие крупные рудники станут производить гораздо меньше меди, чем сегодня, а множество мелких производителей будут закрыты», - уверен Кевин Мёрфи.
Он считает, что такое положение дел приведёт к нехватке металла на рынке и росту цен на него. Впрочем, скорее всего, это случится гораздо раньше, чем через два десятилетия. По мнению ряда экспертов, уже в 2021 году глобальный дефицит меди может превысить 380 тысяч тонн, а в 2022-м - 620 тысяч. Одна из основных причин такого развития событий – именно «EV революция», то есть массовое внедрение электромобилей, для выпуска каждого из которых необходимо около 80 килограммов меди.
Аналитики полагают, что ситуацию не сможет изменить даже неуклонный рост мировой добычи, который ожидается в ближайшие годы. Ориентировочно она увеличится с 20,4 млн тонн в 2018 году до 28,1 млн к 2027-му. Но даже на пике окажется на 1,7 млн ниже спроса.
Каким же образом Tesla собирается двигать индустрию вперёд? Пока Илон Маск ответа на этот вопрос не дал, зато пообещал увеличить в аккумуляторах долю никеля и сократить за счёт этого процент содержания более дефицитного кобальта.
Материал Copper discovery rates at decade lows опубликован на портале Mining Journal