Санкт-ПетербургНебольшой дождь+17°C

Эра электромобилей завершается, так и не начавшись

тесла
Фото © pixabay.com

Топ-менеджеры Tesla бьют тревогу. Они опасаются, что уже в ближайшем будущем дефицит сырья, без которого невозможно произвести аккумуляторы электромобилей, станет серьёзным препятствием для развития отрасли. Их сомнения разделяют и аналитики S&P, которые заявили, что глобальный прирост запасов меди находится на критически низком уровне, даже несмотря на постоянное увеличение финансирования поисково-разведочных работ. Неужели изменение технологического уклада, которое многим казалось необратимым, не состоится?

Украинский портал Joinfo сообщил, что в Вашингтоне состоялась закрытое совещание с участием руководителей ряда горнодобывающих компаний. В его рамках менеджер по мировым поставкам металлов для аккумуляторов Tesla Сара Мариссаэль рассказала о неутешительных прогнозах, связанных с надвигающейся нехваткой ключевых компонентов, которые необходимы для производства батарей. В частности, меди, никеля, лития и кобальта.

Проблема в том, что 40% себестоимости электрокара (а она на сегодняшний день довольно высока) приходится именно на аккумулятор. Для его создания необходим гораздо больший объём полезных ископаемых, чем для автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Например, меди нужно примерно вчетверо больше. Но где её взять?

медь
Фото © www.bhp.com

Старший аналитик S&P Global Market Intelligence Кевин Мёрфи утверждает, что за последние 10 лет прирост запасов металла в мире составил 102,4 млн тонн, а за предыдущие 19 лет, с 1990-го по 2008 год, - 992,5 млн. При этом, сумма, затраченная на поиск и разведку меди, если сравнивать те же периоды, возросла с 15,4 млрд долларов до 25,8 млрд.

«Безусловно, геологические запасы, выявленные в ходе разведки новых месторождений, в том числе крупных, будут корректироваться в сторону увеличения. Тем не менее, мы прогнозируем, что воспроизводство меди останется на исторически низких уровнях», - приводит слова Кевина Мёрфи портал Mining Journal.

Не менее тревожным эксперты называют и диссонанс между тенденцией повышения добычи из-за роста спроса и снижением эффективности поиска новых залежей. Так, объёмы запасов меди на Лондонской бирже металлов увеличились в апреле до 337,700 тысяч тонн, на 36% по сравнению с мартом и на 85% с начала года. По мнению американского аналитика Джона Гросса, «размер поставок вызывает шок и трепет», ведь он ясно указывает на то, что производители в будущем не смогут в полной мере удовлетворить потребность рынка.

медь
Фото © www.bhp.com

В 2018 году 42% всей меди в мире было добыто в Латинской Америке. Кевин Мёрфи считает, что регион и впредь останется лидером в области её производства, ведь там находится почти половина всего объёма металла, обнаруженного в открытых после 1990 года месторождениях.

«Наши исследования показывают, что переход от стадии открытия актива к производству занимает около 20 лет. Это означает, что снижение темпов обнаружения новых залежей в последнее десятилетие ограничит пул проектов, которые могут быть запущены в эксплуатацию через 15-20 лет. К этому времени многие крупные рудники станут производить гораздо меньше меди, чем сегодня, а множество мелких производителей будут закрыты», - уверен Кевин Мёрфи.

Он считает, что такое положение дел приведёт к нехватке металла на рынке и росту цен на него. Впрочем, скорее всего, это случится гораздо раньше, чем через два десятилетия. По мнению ряда экспертов, уже в 2021 году глобальный дефицит меди может превысить 380 тысяч тонн, а в 2022-м - 620 тысяч. Одна из основных причин такого развития событий – именно «EV революция», то есть массовое внедрение электромобилей, для выпуска каждого из которых необходимо около 80 килограммов меди.

тесла
Фото © pixabay.com

Аналитики полагают, что ситуацию не сможет изменить даже неуклонный рост мировой добычи, который ожидается в ближайшие годы. Ориентировочно она увеличится с 20,4 млн тонн в 2018 году до 28,1 млн к 2027-му. Но даже на пике окажется на 1,7 млн ниже спроса.

Каким же образом Tesla собирается двигать индустрию вперёд? Пока Илон Маск ответа на этот вопрос не дал, зато пообещал увеличить в аккумуляторах долю никеля и сократить за счёт этого процент содержания более дефицитного кобальта.

Материал Copper discovery rates at decade lows опубликован на портале Mining Journal