Санкт-ПетербургПеременная облачность+9°C

Бой с тенью, или предвыборный Петербург

беглов
Фото © gov.spb

В городе на Неве всё чаще говорят о политике, и неудивительно - на носу выборы. О своём желании участвовать в губернаторской гонке уже заявили лидер общественного движения «Красивый Петербург» Красимир Врански, депутаты городского ЗакСа Михаил Амосов и Борис Вишневский, депутат Госдумы Владимир Бортко. Однако самый очевидный кандидат - врио главы города Александр Беглов - хранит молчание.

По словам петербургского политолога Юрия Светова, временный губернатор объявит о своём выдвижении в июне, когда придёт пора подавать документы в Горизбирком. Тем не менее, в Петербурге предвыборная агитация имени Беглова, хоть и неофициально, но давно запущена. «Форпост» разбирался с тем, кто «режиссирует» имидж, вероятно, будущего главы города на Неве.

Официально работа по подготовке к выборам пока находится в зачаточном состоянии. На прошлой неделе стало известно, что Смольный представил на антикоррупционную экспертизу план содействия выборным мероприятиям. Согласно документу, руководить «парадом» назначили вице-губернатора Любовь Совершаеву, которую и раньше называли главной по выборам в Петербурге и связывали с многочисленными Telegram-каналами в поддержку врио губернатора. Но, если говорить о фактической стороне вопроса, то предвыборные механизмы запущены уже давно.

Так, в апреле ВЦИОМ опубликовал данные исследования, которые говорили, что почти половина петербуржцев готова безоговорочно поддержать на губернаторских выборах Александра Беглова.

беглов
Фото © gov.spb

По данным «Медузы», неформальный предвыборный штаб Беглова в Петербурге имеет несколько ветвей. Например, отвечать за планирование и идеологическое содержание кампании врио должны представители московского агентства «ИМА-Консалтинг». Предположительно, специалисты действуют под началом политтехнолога Александра Серавина, ранее работавшего в городе на Неве в команде Георгия Полтавченко. Эту же группу курирует политический эксперт Владимир Табак.

«ИМА-Консалтинг» - одна из компаний группы «ИМА». Холдинг вырос из одноимённой общественной организации, учреждённой в 1989 году агентством печати «Новости» (АПН) и Союзом журналистов СССР. Сегодня это гигант политического рынка России, который способен предоставить полный спектр консультационных, социологических и организационных услуг. Специалисты этой империи знакомы с антикризисным пиаром, исследованиями, аналитикой, политическим консультированием, дизайном и проведением тренингов.

За годы работы «ИМА-Консалтинг» сумела получить внушительный опыт как на частных, так и на государственных заказах. Она занималась информированием избирателей во время предвыборных кампаний 2007 и 2008 годов, когда выбирали депутатов Госдумы и президента. В 2013 году политтехнологи отрабатывали сопровождение кампании мэра Москвы Сергея Собянина, а в 2016 году «сдали под ключ» предвыборную кампанию губернатора Тульской области Алексея Дюмина.

Обывателю название организации может быть знакомо из-за казуса 2011 года. Тогда «ИМА-Консалтинг» взяла на себя ведение сразу двух московских кампаний - Мосгоризбиркома с призывом голосовать и «Единой России» — с агитацией. В создании наружной рекламы эксперты заморачиваться не стали и разработали крайне похожие плакаты, с абсолютно идентичными фонами.

В экспертном сообществе «ИМА-Консалтинг» оценивают по-разному. Но в целом, считается, что сильная сторона политтехнологов - социальные опросы. Они регулярно делают их в закрытом режиме для столичных властей.

В конце апреля петербургский информационно-аналитический центр, подведомственный комитету по информатизации и связи, объявил аукцион на проведение поквартирного опроса миллиона петербуржцев. Социологи в соцсетях тогда назвали это исследование самым масштабным не только для города, но и для России. Петербург готов заплатить более 160 миллионов рублей, чтобы узнать, как местные жители оценивают систему электронных госуслуг. Авторы популярного Telegram-канала «Незыгарь» уже сопоставили этот опрос и избирательную кампанию. По их данным, исследование проведут в интересах Александра Серавина.

Что касается второго политтехнолога из уже названных, Владимира Табака, то он важен для штаба Беглова как эксперт по соцсетям. Табак громко начал свою карьеру в 2010 году. Тогда он ко дню рождения президента Владимира Путина сделал календарь с откровенными фотографиями студенток журфака МГУ. Позже он работал с уже более серьёзными вещами, занимался политическими консультациями в регионах. А в 2018 году курировал предвыборный блок Путина в соцсетях.

Труды Табака в Петербурге уже заметны. Они бросаются в глаза даже тем, кто не увлечён политикой. Реклама добрых дел врио губернатора одолевает петербуржцев в «ВКонтакте», Instagram и Facebook. Она живёт в соцсетях в разных формах - в виде хвалебных постов, коротких видео и просто упоминаний. В последнее время к перепостам сообщений о Беглове присоединилось даже сообщество о происшествиях «ДТП и ЧП Санкт-Петербург», до этого остававшееся в стороне. Правда, информационную бомбардировку иногда портят пользователи, которые в комментариях к сообщениям критически высказываются о врио, что несомненно выходит за рамки сценария.

скриншот
Фото © vk.com/dostaalo/скриншот

Негативные ответы перекрываются позитивными высказываниями. Этим занимается вторая группа, ещё более неофициальная - по слухам, связанная с бизнесменом Евгением Пригожиным.

В это крыло штаба попали политтехнологи Ярослав Игнатовский и Илья Паймушкин. Считается, что первому из них принадлежит авторство мема «лопата Беглова», прославившего чиновника не только в Петербурге, но и по всей России. Он же занят работой в десятках групп в «ВКонтакте», которые публикуют новости о жизни врио губернатора. В их же арсенале, предположительно, находятся медиаактивы, которые с конца апреля «отрабатывают депутата Резника».

Из слов и действий самого Беглова уже складывается определённое понимание о программе предвыборных обещаний. Очевидно, что она будет построена на болевых городских точках: необходимости увеличивать доходы Петербурга, развивать метро, усиливать инфраструктурную повестку и привлекать в Северную столицу инвестиции.

беглов
Фото © Форпост Северо-Запад / gov.spb

Интересно лишь, кто победит? Беглов из соцсетей, от которого уже многие устали, или Беглов, который обещает работать для горожан и открывать всё новые больницы и школы.