Перейти к основному содержанию

«На Кипре учишься ценить то, что имеешь»: петербургский автожурналист о переезде на остров, русских эмигрантах и культурном голоде

Кипр
© Форпост Северо-Запад / Евгения Абукина

Коренной петербуржец Андрей Чепелев перебрался на ПМЖ на остров в Средиземном море. «Форпост» поговорил с ним о переезде за границу, местной кухне и особенностях жизни островитян, а также узнал, о чём грустит новоявленный обитатель солнечного Кипра, вспоминая о дождливой Северной столице.

Я родился и вырос в Петербурге. Работал в области автомобильной журналистики, был и остаюсь главным редактором интернет-издания Kolesa.ru. В свободное время занимался музыкой и языками народов Ингерманландии.

Я давно собирался переехать куда-нибудь за границу, но ситуация осложнялась тем, что моя профессия привязана к русскоязычной среде. Пока я приобретал нужные для отъезда навыки, Кипр выбрал меня сам. Моя жена Юлия работает в компании, которая имеет два офиса — в Петербурге и в городе, расположенном на южном побережье Кипра — Лимассоле. В какой-то момент ей предложили перебраться туда и мы, долго не раздумывая, согласились. К тому же Петербург уже надоел своей погодой. Хотя в остальном это отличный город, лучший в России. В целом я уехал с лёгким сердцем.

Самым сложным для меня в этом переезде было пройти ветеринарный контроль в аэропорту с нашим котом. Он очень крупный, а когда чего-то пугается — ещё и невероятно агрессивный. На досмотре мне пришлось достать кота из переноски, он разодрал мне руки и прокусил два пальца. Потом, с трудом затолкав его обратно, я ходил по аэропорту весь в крови в поисках медпункта. Со стороны это, наверное, выглядело, как настоящее шоу в духе гладиаторских боёв.

В остальном всё прошло гладко. На месте нам помогли устроиться HR-специалисты компании, в которой работает моя супруга. Они обеспечили нас видом на жительство, нашли квартиру и так далее. Без них, конечно, было бы сложнее решить все эти вопросы.

Мы живём в городе Лимассол. Он застраивался в основном в 80-е годы, поэтому по большей части состоит из унылых бетонных коробок. Многовато мусора, граффити, брошенных магазинов. Последние — эхо кризиса 2012 года. Лимассол местами производит грустное впечатление. Никосия и Пафос — чуть лучше. Но деревни в горах — просто Швейцария. Очень красивые.

Петербург мог бы, наверное, позаимствовать у здешних мест малоэтажную застройку. К счастью, киприотам хватает дальновидности, чтобы строить здания в два-три этажа — таким образом снижается нагрузка на дороги, остаётся много места для парковки и так далее. Так как я «автомобильный» человек, я кайфую от такого подхода.

Моральных страданий при переезде никаких не было, потому что, если честно, меня очень утомила как Россия в целом, так и Петербург в частности. Если опустить политику и рассматривать переезд за границу с материальной точки зрения, то в сухом остатке получается так: проживание в России тормозит развитие экономически активных людей. Например, суммарный подоходный налог со всеми дополнительными платежами у нас составляет почти 50% от зарплаты, которую специалист получает на руки. На мой взгляд, это очень много. Не говоря уже о других налогах. В итоге — житель России отдаёт государству большую часть заработанных денег. При этом, если в какой-нибудь тотально «левой» стране, типа Швеции, за это ты получаешь приличный социальный пакет, то в нашей стране на подобные гарантии, как мне кажется, гражданину рассчитывать не приходится. Вдобавок свою скромную зарплату россиянин получает в рублях — в одной из самых нестабильных в мире валют, которая только за мою жизнь обесценивалась четыре раза.

На Кипре я продолжаю удалённо работать главным редактором Kolesa.ru. Ещё у меня есть дополнительный источник дохода в евро — я освоил проектный менеджмент в области IT. Теперь я знаю, как построить процесс разработки IT-продукта от бизнес-идеи до его выхода на рынок.

Свободного времени остаётся немного, но мы стараемся проводить его активно. На выходных обычно отправляемся в путешествие по деревням и городам Кипра. С недавнего времени я также стал волонтёром в музее классических автомобилей в Лимассоле. Там я делаю описания к экспонатам, а взамен мне периодически разрешают ездить на крутых машинах. Это уникальная возможность попробовать себя за рулём автомобилей, которые были созданы почти полвека назад. Периодически мы летаем в Петербург, чтобы повидаться с родными и друзьями, а заодно, попутешествовать по Европе.

На Кипре, в отличие от Петербурга, есть только два времени года: лето с апреля по октябрь и весна с ноября по март. В этом году была аномально плохая «весна» с кучей дождей и холодом. К слову, холодом здесь называют +12 градусов. Летом, конечно, пекло, но, вообще вставать почти каждое утро под яркое солнышко, наблюдать синее небо 300 дней в году и считать +15 градусов похолоданием — это прекрасно. Собственно, за погоду Кипру можно простить практически всё.

Кипр
© Форпост Северо-Запад

Кроме того, здесь продаются вполне понятные россиянину продукты: мясо, очень хорошие овощи. Никакой особенной экзотики. Но, если честно, я не фанат кипрской кухни — отношусь к ней ровно. Иногда ем, но с итальянской, немецкой, французской или, например, польской ей не сравниться.

Ещё в отдельных районах Лимассола много русских и русский язык слышен не реже, чем греческий. Среди тех, кто иммигрировал во время падения «железного занавеса» — бывшие бандиты со своими жёнами. Следующая волна — банкиры-финансисты. Но больше всего тех, кто приехал на остров сравнительно недавно, несколько лет назад — это IT-специалисты. На Кипре лояльное налогообложение, поэтому очень выгодно открывать здесь бизнес для работы на рынках ЕС, США и Азии.

Конкретно в Лимассоле тусовка очень плотная и народ, в большинстве своём, более чем приятный. Ведь все, кто переехал на остров, сделали это, чтобы работать и зарабатывать, а не сидеть на пособиях.

Могу сказать, что в России ниже цены. На Кипре некоторые товары стоят просто каких-то огромных денег. При этом, заказывая в Интернете, надо понимать и готовиться к тому, что доставка достаточно дорогая и товар придётся долго ждать. Для покупки каких-то нужных вещей я обычно пользуюсь шопинг-турами в Россию.

Приведу пример. Недавно на моей машине сломался блок управления климат-контролем. На Кипре его не найти. Ближайший дешёвый можно было заказать за 200 евро из Греции. В Петербурге я нашёл эту запчасть за две тысячи рублей. Или, например, контактные линзы. В России они стоят 1200 рублей за упаковку, на Кипре — 55 евро (почти четыре тысячи рублей - прим. ред.).

Нормальная квартира на съём — 900-1000 евро в месяц. Правда, это будет «трёшка» с подземным паркингом и двумя балконами в малоэтажке.

Жильё а-ля Девяткино тут не строят в принципе. «Коммуналка» — около 150 евро, поход в магазин обходится в 100 евро в неделю. При том, что мы дома только завтракаем. Покушать в кафе стоит 20-25 евро на человека. Чтобы наесться, нужно потратить 30-40 евро на человека. В рубли лучше ничего не переводить, чтобы не портить настроение.

Если сравнивать Кипр и Петербург с точки зрения архитектуры, то первый, конечно, находится в менее выигрышном положении. Современные здания на острове выглядят, я бы сказал, уродливо.

С образованием, вроде бы, здесь всё не так плохо. Есть свои университеты, плюс киприоты имеют возможность на каких-то специальных условиях поучиться в Англии. Насколько мне известно, это связано с тем, что Кипр — бывшая колония Великобритании. Часть острова до сих пор официально принадлежит англичанам. Мне кажется, такие тесные связи всем на пользу.

Говоря о транспортной инфраструктуре, я бы выделил, наверное, только то, что дороги на Кипре намного лучше, чем в России. Это, можно сказать, рай для автомобилистов, такая маленькая Америка. Кстати, без машины здесь делать просто нечего, потому что общественный транспорт плохой, такси дорогое, а железной дороги попросту нет.

Жизнь в России — это «московский шик» в центре страны и «провинциальное прозябание» на периферии. На Кипре тоже есть свои крестьяне, интеллигенция, миллиардеры и так далее. Но, если попытаться как-то суммировать, то в целом тут всё намного дружелюбнее. Например, на острове очень расслабленное автомобильное движение, нет агрессии. При этом я не согласен с тем, что киприоты — «раздолбаи», не умеют работать и вообще неразумные аборигены. Русские эмигранты любят давать им такую оценку. Я знаю массу уроженцев Кипра, и они — невероятно энергичные и деятельные люди, а также большие профессионалы.

Мне больше всего не хватает здесь красивой архитектуры, какой-то нашей, петербургской «движухи» и большого выбора баров и ресторанов. На Кипре есть и отличные крафтовые пивоварни и заведения с разнообразной кухней, но когда хочется попробовать что-то новое, выясняется, что мы везде уже были. На Кипре я очень часто испытываю «культурный голод». Хотя недавно его удалось немного утолить — к нам приезжал музыкант Борис Гребенщиков с группой «Аквариум» и сразу за ним — юморист Михаил Шац и стендап-комик Антон Борисов.

Интересно, что в Петербурге, зная о всевозможных мероприятиях, которые проходят в городе, я, скажем, ни разу не бывал на стэндап-шоу. А тут сходил. Когда ещё Шац в нашу деревню приедет... На Кипре учишься ценить то, что имеешь.

Читайте больше историй о жизни за границей в спецпроекте «Иммигранты».