Санкт-ПетербургПеременная облачность+10°C

«Труд людей замазывают цементом», или кому небезразлична судьба мозаичного панно на «Проспекте Славы»

мозаичное панно на станции метро "Проспект Славы"
Фото © Форпост Северо-Запад /

В Москве с начала этого года успели открыть восемь новых станций метро, ещё шесть планируют ввести в эксплуатацию к новому году. Петербург пока не может похвастаться подобной статистикой, как, впрочем, и качеством выполняемых работ на открывающихся объектах городской подземки. За примерами далеко ходить не надо. Две новые станции Невско-Василеостровской линии петербургского метро – «Новокрестовскую» и «Беговую» – так стремились открыть к Чемпионату мира по футболу-2018, что на последствия этой спешки до сих пор жалуются пассажиры. Не успела Северная столица отойти от одного метростроительного скандала, как подоспел другой. На этот раз связанный с так называемым Фрунзенским радиусом. «Форпост» попытался разобраться, почему возник конфликт при художественном оформлении станции «Проспект Славы» Фрунзенско-Приморской линии метро Петербурга.

История вопроса

Скандал разразился вокруг центрального элемента внутреннего убранства станции метро «Проспект Славы» – декоративно-мозаичного панно подземного вестибюля №1 у парка Интернационалистов, посвящённого воинам Афганской войны.

Подрядчик – ООО «Тесер», производивший изготовление и монтаж, заявил, что из-за спешки, вызванной необходимостью заказчика – ОАО «Метрострой» – сдать объект к началу учебного года, панно было испорчено.

По словам заместителя генерального директора компании-подрядчика Андрея Чеснокова, изделие было передано заказчику в завершённом виде. Когда оставалось только смонтировать его в вестибюле над эскалаторами, на объекте появились специалисты, которые представились реставраторами Мухинского училища (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица). Пространство между четырьмя десятками блоков панно, которое по правилам должно было быть объединено мозаикой, дополняющей произведение, они замазали цементным раствором, поверх которого краской дорисовали недостающие элементы.

В разговоре с «Форпостом» замгендиректора компании-подрядчика назвал такой подход к чужому труду «вандализмом». При этом, по его словам, авторские права на произведение искусства принадлежат создателю эскиза – народному художнику России и члену Академии художеств Александру Быстрову, который не давал разрешения на подобные работы.

Чесноков также добавил, что «Метрострой» не только испортил мозаичное панно спешной работой приглашённых со стороны «специалистов», но и не исполнил отдельные условия заключённого между ними договора. В частности, он пожаловался, что аванс за работу был перечислен с задержкой (вместо апреля – в мае этого года), а затем поступление денежных средств и вовсе прекратилось. Таким образом, подрядчик получил только 30% от полагающейся по контракту суммы, что привело к образованию кредиторской задолженности перед поставщиками материалов, а также художником и мозаичистами. Коллектив компании отправил жалобу в петербургскую прокуратуру.

В «Метрострое» «Форпосту» заявили, что не получали от «Тесера» никаких претензий о ходе работы над панно, а также прокомментировали заявления подрядчика относительно срыва сроков оплаты работы, сказав, что аванс был выплачен в полном объёме, а остальные деньги, согласно условиям договора, исполнитель получит после завершения проекта.

Мнение мастеров

«Форпост» связался с мозаичистом Павлом Степановым, который в составе команды мастеров компании «Тесер» трудился над созданием панно «Афганистан» для станции метро «Проспект Славы».

По его словам, на изготовление изделия ушёл один год и четыре месяца, в работе были задействованы 13 человек. Сначала художник Александр Быстров написал на картоне эскиз будущего панно в натуральную величину. Потом мозаичисты сняли с него кальку, разбили на фрагменты и начали «набирать» с помощью мозаики. Затем мастера забетонировали полученное изделие и транспортировали его на объект, где приступили к монтажу.

панно Афганистан на проспекте Славы
Фото © Форпост Северо-Запад /

«Трудности возникли на последнем этапе монтажа мозаичного панно – при зашивке швов. Данная работа необходима, чтобы скрыть стыковку блоков, чтобы изделие приобрело законченный вид монолита. Когда мы стали "монолитить", откуда ни возьмись появились "реставраторы" Мухинского училища и стали цементировать швы, чего делать нельзя. Наблюдая за ними, мы поняли, что это люди, всё-таки не далёкие от искусства. Очевидно, что они просто делают так, как им сказали – максимально быстро заканчивают все работы. Однако, доделывать это изделие таким способом – это всё равно, что нанять девять женщин и заставить их за месяц выносить ребёнка», – рассказал Степанов.

Он подтвердил, что команда мастеров, изначально работавших над проектом, действительно продолжает выполнять условия договора и трудится над панно. Даже несмотря на то, что из трёх выполненных частей изделия мозаичистам заплатили пока только за одну (примерно 40% от всей обещанной суммы), а место работы специалистов не снабдили необходимым оборудованием. Например, достаточным количеством строительных лесов, так как монтаж производится на высоте.

Панно Афганистан
Фото © Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Да, нам не платят деньги, да, не хватает оборудования, но мы остались на объекте и заканчиваем работу по нескольким причинам. Во-первых, мы всегда стараемся идти навстречу своему руководству и верим, что о нас не забудут. Во-вторых, представьте, сколько мы трудились над этим панно. В-третьих, обидно оставлять работу на полпути, даже несмотря на то, что сейчас её попросту пытаются испортить», – добавил специалист.

По его словам, срок службы мозаичного панно при соблюдении правил создания и монтажа составляет порядка двухсот лет. Применение цемента для зашивки стыковочных швов между его блоками может привести к тому, что уже через два десятка лет мозаика начнёт осыпаться, а так как изделие будет располагаться над эскалаторами, его фрагменты полетят прямо на головы пассажиров. Не говоря уже о том, как спешные работы отразятся на эстетической ценности произведения искусства, в которую вложили душу столько человек.

Позиция афганцев

Судьба мозаичного панно «Афганистан» особенно дорога президенту фонда помощи ветеранам спорта, силовых структур и членам их семей «Возрождение» Вячеславу Громову и его единомышленникам. Он рассказал «Форпосту», что организация, которую он возглавляет, была среди тех, кто выступил инициатором его создания и установки на станции «Проспект Славы».

«Для нас этот проект очень важен, потому что мы были теми, кто предложил таким способом увековечить память о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. К тому же, среди них было очень много людей, которые до ухода на войну жили в Петербурге. Поэтому этот проект очень важен и для города. Мы обращались во многие структуры, и нас услышали. Врио губернатора города Александр Беглов прочёл письмо, подписанное десятками афганцев, и помог этому панно появиться. Огромная ему за это благодарность», – поделился Громов.

Он рассказал «Форпосту», что фонд с самого начала включился в работу над памятным объектом: предоставлял фотографии, описания событий тех лет, письменные и устные воспоминания участников Афганской войны, а также активно сотрудничал с художником Александром Быстровым. Работа продолжалась почти два года.

панно Афганистан на проспекте Славы
Фото © Форпост Северо-Запад /

Громов подчеркнул, что примерно четыре месяца назад на совещании с главой Фрунзенского района Петербурга Константином Серовым, сотрудниками городского комитета по развитию транспортной инфраструктуры и представителями ОАО «Метрострой» участников и ветеранов Афганской войны (среди которых были и те, кто служил в легендарной девятой роте) заверили, что всё будет сделано качественно и готово в срок. По словам президента фонда «Возрождение», такое откровенное неисполнение данного обещания он воспринимает не иначе как саботаж.

«По нашим данным, деньги за эту работу "Метрострой" получил в срок. Так стройте, кто вам мешает? Почему постоянно появляются какие-то сложности, весь труд людей замазывается цементом, к работе привлекаются какие-то непонятные "мастера". На мой взгляд, это саботаж. Другого слова у меня нет, чтобы описать эту ситуацию. Художник Александр Быстров создал произведение искусства, к которому приложило руку большое количество людей, работая и так почти за бесплатно. А потом мы читаем новости и узнаём, что на объекте пытаются выполнить "пятилетку" за несколько дней... Замазывать и штукатурить – это не искусство. Это всё равно, что облить краской "Данаю" Тициана, а потом сказать – давайте переделаем», – добавил Громов.

По его словам, мозаичное панно в том числе должно было стать подарком участникам и ветеранам Афганской войны в год 30-й годовщины вывода советских войск из Афганистана.

«Мы хотели сделать людям такой подарок. Показать, что мы помним нашу историю и тех, кто её создавал. Нельзя так поступать с теми, кто защищал Родину и вложил силы в увековечивание памяти о них. Люди были ранены, пачками погибали... Мы тут памятники открываем, как-то пытаемся всё это сохранить, а "Метрострой", видимо, хочет забыть нашу историю. Мы не понимаем метростроителей и надеемся теперь только на Бога, журналистов и Беглова», – подытожил Громов.

В завершение он отметил, что с декоративно-мозаичным панно подземного вестибюля №2 станции метро «Проспект Славы» у парка Героев-Пожарных, посвящённым подвигам спасателей, почему-то подобных сложностей не возникло.

Справка

Фрунзенский радиус – южный участок Фрунзенско-Приморской (пятой, или «фиолетовой») линии петербургского метрополитена. Его строительство призвано обеспечить высокоскоростным видом транспорта жителей юго-западных районов Северной столицы. По информации с сайта городского комитета по развитию транспортной инфраструктуры, пропускная способность участка составит 40 пар поездов в час, а суточный объём пассажирских перевозок на первый период эксплуатации – 997 тысяч пассажиров.

В состав сооружаемого отрезка городской подземки входят станции: «Проспект Славы», «Дунайский проспект» («Дунайская»), «Южная» («Шушары»), а также электродепо «Южное». Если с последним вопрос завершения строительства уже решён, то с остальными пока что не ясно, когда именно они откроют свои двери для петербуржцев.

Срок введения в эксплуатацию объектов Фрунзенского радиуса переносили не единожды. В последний раз – на начало осени. Накануне на стройках побывал временно исполняющий обязанности губернатора Петербурга Александр Беглов. После его инспекторского визита в местных СМИ появилась информация о том, что официальная дата открытия новый станций «фиолетовой» ветки снова может сдвинуться. Однако в Смольном заверили, что, если подобное и произойдёт, то всего на несколько недель, подчеркнув, что сентябрь этого года – это крайний срок окончания работ.