Санкт-ПетербургПеременная облачность+4°C

Бюджет Петербурга в травоядном прочтении ЗакСа и Смольного

закс
Фото © Пресс-служба Законодательного собрания Петербурга

В Петербурге осенью 2019 года засохли не только листья на деревьях, но и публичная политика. Две ветви власти, исполнительная и законодательная, за прошедший год то ли научились слаженно работать и смотреть в одном направлении, то ли перешли на режим вегетарианской дискуссии. Иначе объяснить их единение в области экономических вопросов трудно.

Бюджет Петербурга на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов Законодательное собрание города приняло в удивительно дружеской обстановке. Документы коллегам депутатам представил губернатор Александр Беглов. Жарких споров не последовало, а вчерашние оппоненты городской администрации показали зубы, но теперь уже в улыбке.

Дефицит развития

Александр Беглов, представляя проект бюджета 30 октября, напомнил о нескольких пунктах из своей предвыборной программы и похвалил собственную работу. Выступление оказалось настолько удачным, что «за» главный финансовый документ в версии Смольного проголосовал 41 депутат — то есть к фракции партии власти добавилось шесть человек, что при многочисленности парламентской оппозиции можно считать неплохим результатом. Против выступили только шестеро.

Предполагается, что главные цифры петербургской казны в 2020 году будут выглядеть так: доходы составят 664,7 миллиарда рублей, расходы – 701,4 миллиарда рублей, их разница образует дефицит в 36,7 миллиарда рублей. Адресная инвестиционная программа запланирована на 99,4 миллиарда. Верхний предел госдолга на 1 января 2021 года установили на уровне 101 миллиарда. Выпадающие доходы составят 39,5 миллиарда, дополнительные расходы – 17,6 миллиарда.

Интересно, но получившимся дефицитом казны власти очень гордятся. Более того, по словам Беглова, ко второму чтению показатель может вырасти. Дело в том, что расходы Петербурга ещё ни разу не превышали порога в 700 миллиардов рублей. Новоизбранный губернатор преступает этот рубеж гордо, он считает, что таким образом ведёт город к реформам.

Парадоксально, но при таком подходе в Смольном не заложили средств на транспортную реформу. Напомним, что уже летом 2020 года весь наземный транспорт города должен перейти на регулируемые тарифы. Смольный в рамках изменений ликвидирует 300 коммерческих направлений. Чиновники неоднократно обещали, что все они будут продублированы силами официальных перевозчиков. Почему это не учтено в бюджете — тайна за семью печатями.

Зато теперь уже точно не секрет, что расходы рядовых горожан на проезд со следующего года увеличатся. Во время бюджетной презентации Беглов заявил, что это необходимо. По его словам, город и без того тратит колоссальные средства на субсидии перевозчикам. Так, в 2020 году транспортные предприятия получат компенсации за свою работу в размере более 40 миллиардов рублей. Но и этого будет недостаточно. Поэтому билеты на трамвай и жетоны на метро подрастут в цене предположительно на пять рублей. Точную цифру губернатор обещал назвать ко второму чтению.

И пока городские власти одной рукой пытаются увеличить доходы ГУП «Петербургский метрополитен», другой они сокращают вливания в «Метрострой». На 2020 год в бюджет заложили только 13,7 миллиарда рублей на строительство подземки. Годом ранее этот показатель составлял 18 миллиардов рублей. Беглов такую арифметику объяснил неспособностью главного строителя метро осваивать в год более 13-14 миллиардов. Заметим, ранее губернатор обещал в ближайшие пять лет открыть семь новых станций.

Однако, есть в планах чиновников и позитивные моменты. Так основные расходы Петербург будет нести по таким государственным программам, как развитие образования (157,6 миллиарда), здравоохранения (120,4 миллиарда), транспортной системы (117,5 миллиарда) и социальная поддержка граждан (86,1 миллиарда).

беглов
Фото © Пресс-служба Законодательного собрания Петербурга

В целом, бюджет сохранит свою социальную направленность. В нём учтены средства на организацию бесплатного проезда в электричках для пенсионеров, выплаты молодым родителям, ветеранам и блокадникам.

В предвыборной программе Александра Беглова говорилось, что он приведёт город к триллионному бюджету. Об этом на заседании ЗакСа никто не вспоминал. Но всё-таки небольшое дежавю от времён врио губернатора почувствовалось. Чиновник вновь повторил любимые им мысли о том, что за последний год ему и его команде удалось вернуть Петербург в федеральную повестку и договориться с федеральным центром о дополнительном финансировании города.

Давайте жить дружно

Выступление Беглова, как и предполагает протокол ЗакСа, прокомментировали представители всех парламентских фракций. Если резюмировать их слова в одно предложение, то получится постулат кота Леопольда: «Давайте жить дружно». Выбиться из общего тона благоприятной дискуссии попробовали только яблочник Борис Вишневский и коммунистка Ольга Ходунова.

закс
Фото © Пресс-служба Законодательного собрания Петербурга

Оппозиционер Вишневский сказал, что видит множество поводов отклонить проект бюджета, но назвал четыре, по его мнению, основных. Среди них оказалось выделение 450 миллионов рублей на «субсидии федеральному бюджету на софинансирование расходных обязательств РФ по материально-техническому обеспечению полиции».

«Полмиллиарда рублей из кармана горожан "нищему" бюджету РФ, где шесть триллионов рублей спрятано в кубышке Минфина, — это за что? Плата за разгоны митингов? За непосильный труд по почти ежедневным задержаниям участников протестных акций? За обращение с задержанными, заставляющее вспомнить сталинские времена?» - задался вопросами Вишневский.

Недоволен он также остался спонсированием ЗСД, повышением роста тарифов на транспорт и сокращением расходов на расселение коммунальных квартир.

Ходунова охарактеризовала представленный документ, как «проект голодного пайка и обещаний». Она попыталась обратить внимание исполнительной власти на то, что те из года в год не могут выполнить адресную инвестиционную программу, но повышают траты на неё. Кроме того, коммунистку возмутило желание Смольного в 2020 году поднять тарифы на электричество, воду и капремонт.

С мягкой критикой выступили эсеры, а ЛДПР и вовсе заявили почти об абсолютной поддержке планов Смольного. Наиболее же странным выглядело поведение лидера парламентской фракции Партии роста Оксаны Дмитриевой. В прошлом ожесточенный противник экономического блока городской администрации похвалила чиновников за их работу.

Она отметила, что в 2018 году город имел «бюджет системных ошибок», в 2019 году — «бюджет расплаты за ошибки», а в 2020 году имеет шанс получить «бюджет исправления некоторых ошибок». Дмитриева обратила внимание и на некоторые недоработки финдокумента, но эти её слова остались незамеченными.

Партия роста в Петербурге ежегодно готовит собственный альтернативный проект городской казны. В этот раз политики также составили свой документ. Дмитриева пыталась рассказать о нём в Мариинском дворце, но не уложилась в регламент. Выход из этой ситуации она нашла без проблем. Пока её коллега из «Справедливой России» Алексей Ковалёв говорил о проблемах очередников на жильё, Дмитриева с улыбкой передала две папки лично в руки губернатору Беглову и вице-губернатору Елину.

Единственное, что стало ложкой дёгтя в первом чтении — непроработанность вопроса транспортной реформы. Депутаты попросили Смольный ещё раз обратить на это внимание, а спикер Вячеслав Макаров предостерёг Александра Беглова, сказав, что негативные последствия отмены маршруток жители города свяжут именно с его губернаторством.

Уже после голосования за законопроект единоросс Денис Четырбок поделился с журналистами мыслью, что бюджет — слишком комплексный документ, чтобы считать его абсолютно успешным. Депутат отметил, что основу документа можно считать хорошей, а остальное будет доработано в ходе внесения поправок при повторном рассмотрении.

закс
Фото © Пресс-служба Законодательного собрания Петербурга

Именно на эту вторую попытку продолжают надеяться немногочисленные оппозиционеры Мариинского дворца, некоторые надежды питают и сами представители власти. Например, корреспондент «Форпоста» стал свидетелем того, как депутат Алексей Цивилёв пытался убедить главу финансового комитета Смольного Алексея Корабельникова в необходимости увеличить траты города на обследование и ремонт лифтового оборудования.

«Он меня пока не понял, но ничего, продолжим работать», - заключил единоросс.

На приведение бюджета в идеальный вид у ЗакСа и Смольного времени осталось не очень много. Принять документ в третьем чтении они планируют до конца ноября. Опыт наблюдений за данным процессом подсказывает, что ждать кардинальных отличий текста первого чтения от третьего не стоит.