Санкт-ПетербургПеременная облачность+4°C

Высшее образование в Чехии

студенты
Фото © facebook.com/ostravska.univerzita

Ещё несколько десятилетий назад казалось, что учиться за границей могут только очень состоятельные люди. Но времена меняются, и в 2019 году позволить себе получить зарубежный диплом может буквально любой человек, было бы желание.

Одна из стран, которая охотно принимает в свои объятия зарубежных студентов — Чешская Республика. Там действует закон, согласно которому вузы могут набирать обучающихся из любых государств, главное, чтобы соискатель владел чешским языком и на момент зачисления был моложе 26 лет.

Для того, чтобы понять тонкости чешской образовательной системы, «Форпост» посетил один из лучших вузов этой страны — Остравский технический университет (ВШБ), где и узнал, чем подготовка кадров в республике отличается от российской, почему чехи не любят математику и что на самом деле думают о Болонском процессе, в котором принимают участие.

острава
Фото © Форпост Северо-Запад / Александр Игнатович

Отметим, ВШБ имеет 170-летнюю историю: вуз начинал, как высшее горно-геологического училище, а к концу прошлого века превратился в уникальный центр научной промышленности, который готовит узких специалистов по актуальным для Чехии направлениям.

В 2019 году в университете работают факультеты электротехники и компьютерных наук, строительства, инжиринга безопасности, экономики, машиностроения, горно-геологии, а также факультет материаловедения и технологии. Подготовку специалистов там ведут по 124 направлениям. Многие из учебных программ вуза считаются уникальными для Чехии.

Если говорить об особенностях чешского образования, то стоит выделить три аспекта — узконаправленность подготовки, глубокую интеграцию науки с промышленностью и высокий процент трудоустройства выпускников по специальности. Разобраться с этими феноменами «Форпосту» помогли сотрудники вуза.

Так, по словам одного из научных работников факультета материаловедения ВШБ, кандидата наук Анастасии Володарской, всё начинается с теоретической базы. Если российские студенты привыкли быть во всеоружии в части знаний, то чешские всегда сосредоточены на конкретных вопросах своей области.

«Я училась в России 10 лет назад, возможно, сейчас что-то изменилось, но тогда нас три года долбили высшей математикой, физикой, давали какие-то дифференциальные уравнения. Первые два года мы к своей специальности даже близко не подошли, но у нас была теоретическая основа. А здесь вы поступаете в университет — у вас два семестра физики, один математики и, в принципе, уже после первого курса у вас начинаются какие-то практические занятия, но суть в том, что, если у вас нет теоретической базы, то практические вещи вы можете запомнить, но не понять. Тут до глубины не исследуются вопросы. Вам дают практические знания без глубокого теоретического основания. Это моё мнение.

В Чехии – туннельное образование, вас ведут по нему, вы приходите на работу и свою часть можете сделать превосходно, но шаг влево, шаг вправо – и всё. Это и классно, и опасно. А в нашей системе у вас есть какое-то общее представление, как это всё работает, почему это всё работает», - поделилась с «Форпостом» исследователь.

Возможно, именно из-за туннельности образования, по неофициальной статистике, более 90% выпускников находят работу по специальности. Володарская объяснила этот факт хорошо подобранными специальностями, которые реально востребованы в экономике страны. Старший коллега молодого учёного — доцент одной из кафедр ВШБ пан Пётр Буйок — преподнёс «Форпосту» эту ситуацию иначе:

«Мы сами помогаем учащимся с трудоустройством. Наша республика маленькая, мы все знакомы. На предприятиях везде встречаются наши выпускники. Нет проблемы взять блокнот и позвонить директору предприятия, спросить, сколько ему нужно студентов в этом году или в следующем для практики. Поэтому летом после третьего или четвёртого курса мы отправляем студентов на практику, а потом они остаются там работать».

острава
Фото © Форпост Северо-Запад / Александр Игнатович

Взаимодействуют институты и предприятия не только из-за студентов. На базе вуза ведутся научные разработки, кроме того, ВШБ обладает уникальной технической базой. Вуз очень хорошо укомплектован, что позволяет ему проводить различные коммерческие исследования.

Так, в университете открыт суперкомпьютерный центр (IT4Innovations), по сути, он представляет собой стратегическую исследовательскую инфраструктуру всей Чехии. С его помощью в стране проводятся исследования в области высокопроизводительных вычислений и анализа данных.

Главные направления исследований, которые идут на базе центра, это обработка и анализ больших данных, разработка параллельных масштабируемых алгоритмов и библиотек, решение сложных вычислительных инженерных задач, моделирование в области нанотехнологий.

За последние три года между 426 проектами в рамках конкурса открытого доступа распределили порядка 490 миллионов рабочих часов. Интересно, что 81% вычислительных ресурсов было выделено на проекты, направленные на материаловедение и бионауку.

студенты
Фото © osu.eu/21650/study-at-ou/

Удивительно, но при таких заманчивых условиях поступление в ВШБ можно считать лёгким. Абитуриенты не сталкиваются с проблемой высокого конкурса, а внушительную часть мест занимают иностранцы (многие из которых выходцы из стран СНГ).

Анастасия Володарская объяснила это ментальными особенностями самих чехов. По её наблюдениям, в большинстве своём они не любят математику, поэтому и в вуз с однозначно техническим уклоном идти не спешат.

«Среди чехов достаточно невостребованы технические специальности, потому что у них есть проблемы с математикой и физикой. Не любят они эти специальности, зато те ребята, которые идут в них, они ну очень хороши», - отметила девушка.

Однако, желание вуза идти в ногу со временем и его работа с абитуриентами приносят свои плоды. Например, факультет электротехники и информатики пользуется у школьников большим спросом. Там изучают новейшие технологии в области электроники и электротехники, информатики и коммуникации. Но манит старшеклассников не только учебная программа, но и значение факультета в современной чешской экономике.

Дело в том, что остравский край долгие годы был промышленным центром страны. Но в новом веке ситуация начала меняться. Владельцам заводов стало дешевле переносить свои предприятия в Китай, а внутри Чехии сохранять административные офисы и центры разработок. Всё это и привело к спросу на новых специалистов, которых как раз и готовит ВШБ. В непосредственной близости от современного факультета электротехники расположен научно-технический парк, где впоследствии работают многие из выпускников. На территории кампуса можно найти предпринимательский инкубатор, в нём ещё во время учёбы занимаются те, кто готов сразу делать из своих идей и знаний стартапы.

Пётр Буйок рассказал, что участвует университет и в грантовых проектах. Несколько лет назад вуз получил заказ и совместно с учёными из Норвегии и Польши разрабатывал технологию для нефтяных предприятий. Они искали способ задерживать углерод при работе таких компаний и помещать его в специальные хранилища. Исследование прошло успешно и теперь его результаты применяются на практике.

Поскольку в Чехии развита практика использования подземных газовых хранилищ, то в вузе постоянно ведутся разработки по модернизации этой отрасли. Этим активно интересуются производители. Например, одна из ключевых компаний страны - MND.

mnd
Фото © Форпост Северо-Запад / Александр Игнатович

При всей успешности вуза доцент Буйок не без улыбки рассказал про своё отношение к Болонскому процессу. По его словам, для уровня современных предприятий недостаточно выпускать бакалавров, которых в Чехии готовят за три года. Специалист считает, что инженер, который получил только первую ступень образования, не сможет успешно работать на стремительно развивающемся рынке, хотя именно это и предполагает европейская система.

«С бакалаврами всё трудно, потому что предприятия хотят инженеров, а они не имеют такой квалификации», - отметил он.

Говорить о кризисе Болонского процесса, по словам доцента, не стоит, но искать пути улучшения этой системы образования, однозначно нужно. Делать это, считает специалист, стоит через сотрудничество, в том числе и с российскими вузами.

Мнение Петра Буйока эксклюзивным назвать нельзя, ведь Болонский процесс постоянно подвергается критике со стороны его участников. Одни готовы искать пути для его улучшения, другие мрачно называют его ошибкой. Поводом для столь резкого мнения становится признанная невозможность за три или четыре года подготовить квалифицированного инженера.

Показательно, что, по индексу уровня образования в странах мира ООН (Education Index), который обновляется раз в несколько лет, в 2016 году первое место в мире по в данном рейтинге занимала Австралия, которая не относится к участникам Болонского процесса.

острава
Фото © Форпост Северо-Запад / Александр Игнатович

Последняя особенность ВШБ, которую хотелось бы выделить, это свобода и комфорт. На площадке вузовского кампуса открыт детский сад для детей сотрудников, по территории гуляют люди словно это парк, в университете можно находится с собаками, при входе на факультет каждый может оставить свой велосипед, а по выходным дням прийти на ярмарку, где редкие виды горных пород будет продавать бывший декан одного из факультетов ведущего вуза страны.