Перейти к основному содержанию

Китай отложил мировую EV-революцию

Тесла
© pixabay.com

Продажи электромобилей в Поднебесной – их крупнейшем рынке сбыта - упали в нынешнем сентябре почти на треть из-за снижения размера государственных субсидий. В прошлом году в Китае автолюбители купили свыше одного миллиона электрокаров (с учётом гибридов), а в нынешнем эта цифра должна была увеличиться в полтора раза. Однако теперь стало ясно, что по итогам 2019-го она окажется значительно ниже прогнозов. «Форпост» решил выяснить, насколько устойчивой окажется понижательная тенденция и как сильно она повлияет на сроки EV-революции, то есть отказа от машин с двигателями внутреннего сгорания, а также на рынок лития.

Основной источник повышения спроса на этот элемент - аккумуляторы для электромобилей. Ещё два года назад эксперты заверяли, что их производство будет расти опережающими темпами, и человечество уже в недалёком будущем может ждать дефицит металла. Стоимость карбоната лития действительно била рекорд за рекордом, что заставило ряд горных компаний вложить значительные средства в разработку новых месторождений.

Однако весной 2018-го всё неожиданно изменилось. Цены, достигнув пика в 17 тысяч долларов за тонну, устремились вниз и упали сейчас, по данным S&P Global Platts, до $9500. По оценкам американского инвестиционного банка Morgan Stanley, в 2020-м избыток предложения карбоната лития может достигнуть 150 тысяч тонн или 50% от объёма потребления. А значит, медвежий тренд в краткосрочной перспективе останется неизменным.

Его разворот не сможет спровоцировать даже оптимистичная европейская статистика. В ЕС в первой половине года было реализовано 198 тысяч электрокаров, на 40% больше, чем за шесть месяцев 2018-го. Однако на положение дел в глобальном масштабе это никак не повлияло. Темпы мирового роста, по-прежнему, падают.

электромобиль
© Форпост Северо-Запад

«Нынешние рыночные условия сложны», - приводит испанский портал Horizonte Minero слова Люка Киссама, исполнительного директора компании Albemarle - одного из лидеров в производстве литиевых, бромных и рафинирующих катализаторов. Так он прокомментировал просьбу оценить перспективы отрасли.

Впрочем, несмотря на сравнительную слабость данных, большинство аналитиков ожидает, что в ближайшие 10 лет спрос на электромобили и комплектующие, необходимые для их выпуска, всё же существенно возрастёт. Да и скорректированные прогнозы на 2019 год не так уж и плохи - 2,6 млн электрокаров и рост рынка на 30%. Это, конечно, не 70%, показанные по итогам 2018-го, но тоже неплохо.

Консультанты Fitch Solutions Macro Research считают, что ключевым драйвером прямого спроса на так называемые EV металлы, останется Китай. Несмотря на недавнее сокращение размера государственных субсидий, объявленное в июле, этот рынок сохранит статус самого динамичного в мире, если считать объёмы роста в численном выражении.

А вот в процентном соотношении, в соответствии с оптимистичным сценарием аналитиков, самое быстрое увеличение косвенного спроса (с учётом импорта аккумуляторов) будет зафиксировано в ЕС. Потребность в кобальте в годовом исчислении там будет повышаться на 25,8%, на никель - на 31%, а на литий - на 27,9% вплоть до 2028 года.

«Это выше, чем в Китае и США. Одной из причин такого положения дел является то, что продажи электрокаров в ЕС происходят на фоне более низкой базы, и потенциал для роста там выше. По оценкам команды Fitch Solutions Autos, реализация EV-машин в Европе в 2019 году превысит 370 тысяч единиц, в США - 458 тысяч, а в Китае – 1,2 миллиона», - отмечает портал Miningweekly.

Missing материал.

Дальнейшее умножение продаж в Старом свете будет поддержано благоприятной политической конъюнктурой. А одной из наиболее существенных причин ускорения темпов производства электромобилей станет целевой порог выбросов, введённый Европейской комиссией для авто с двигателями внутреннего сгорания. EV-революции также поспособствуют национальные правительства.

Например, пакет мер по борьбе с изменением климата в ФРГ, включает пункт о сокращении выбросов парниковых газов на 55% по сравнению с уровнем 1990 года. Достигнуть заявленных показателей Германия планирует за счёт мер стимулирования, в частности, увеличения с 2023 года государственной субсидии для покупателей электрокаров стоимостью менее 40 тысяч евро с 2 до 4 тысяч.

Fitch Solutions Macro Research заявляет, что спрос на кобальт, никель и литий в США в ближайшие 10 лет будет повышаться медленнее, чем в Китае и ЕС в связи с отсутствием федеральной поддержки. Это создаст препятствия для массового внедрения электромобилей в стране. А вот интерес к алюминию в Соединённых Штатах, напротив, будет оставаться устойчиво высоким.

«Для производства батарей Тесла используется литий, никель, кобальт и алюминий, а в аккумуляторах, доминирующих на европейском рынке, используются кобальт, литий, никель и марганец. Этот фактор обеспечит высокие темпы роста потребления алюминия в США», - утверждают эксперты Fitch.

В своем «бычьем» сценарии агентство утверждает, что вплоть до 2028 года американским производителям электрокаров потребуется 9 800 тонн алюминия, китайским - 3 300, а европейским - 1 300 тонн.