Санкт-ПетербургЯсно+0°C

Зачем Россия устремилась в погоню за лидерами СПГ-индустрии

СПГ
Фото © qatargas.com

Власти Литвы не жалеют о разрыве сотрудничества с «Газпромом» и заявляют, что по итогам нынешнего года регазификационный терминал Independence в Клайпеде, наконец-то перестанет приносить убытки. Дальнейшее же его будущее рисуется прибалтам в исключительно радужных тонах, и отчасти с ними можно согласиться. Объёмы потребления СПГ во всём мире, судя по всему, продолжат стремительно расти – эта тенденция продлится, как минимум, до 2035 года. Причём, спрос обеспечат не только страны Азиатско-Тихоокеанского региона, но и Европа.

За 11 месяцев нынешнего года в Клайпедском терминале по разжижению СПГ было проведено 57 операций, которые позволили направить в газораспределительные сети 17,4 тераватт-часов мощности, то есть вдвое больше, чем за аналогичный период 2018-го. В декабре здесь уже разгрузились или планируют это сделать ещё два крупных и пять небольших танкеров. Они доставят к побережью Балтийского моря около 328 тысяч кубометров СПГ, что даст возможность дополнительно регазифицировать около 2,2 тераватт-часов.

«Пятый год деятельности терминала был переломным и для потребителей, и для всей индустрии. Во-первых, в нынешнем году здесь было проведено больше перевалочных операций, чем за предыдущие четыре года вместе взятые, кроме того, привлечены (в качестве потребителей – ред.) два пользователя из Эстонии (Eesti Energia и Elenger – ред.)», – отметил директор службы Клайпедского терминала СПГ компании Klaipedos nafta Арунас Молис.

регазификационный терминал
Фото © AB Klaipėdos Nafta

Он считает, что в нынешнем году завод Achema, который содержит арендованный у норвежцев терминал (стоимость аренды - 20 миллионов евро в год), наконец-то сможет зафиксировать прибыль. Это весьма позитивная новость, учитывая, что в 2018-м он получил чистый убыток в 28,9 миллионов евро. Перспектива извлечь выгоду там, где, казалось бы, невозможно обойтись без субсидий ЕС, настолько воодушевила литовцев, что государственная компания Klaipedos nafta даже сообщила о своём намерении выкупить Independence. Правда, не ранее, чем через 5 лет.

Насколько обоснован оптимизм лимитрофов, отказавшихся от закупок российского газа по политическим причинам, а теперь предпринимающих колоссальные усилия для того, чтобы обосновать своё решение с экономической точки зрения? Если анализировать СПГ-сегмент в глобальном масштабе, то его перспективы, безусловно, колоссальны. По итогам 2018 года мировые поставки сжиженного газа достигли рекордных 319 млн тонн (440 млрд кубометров), что на 9% больше, чем в 2017-м. Это далеко не предел - темпы роста, скорее всего, продолжат увеличиваться.

Согласно прогнозам экспертов Royal Dutch Shell, дополнительное предложение на глобальном рынке СПГ в 2019 году составит 35 миллионов тонн. И весь этот объём будет полностью поглощён спросом в странах Европы и Азии. Никаких сдерживающих факторов, способных этому воспрепятствовать, не существует – большинство государств мира сегодня озабочено вопросами диверсификации поставок энергоносителей и снижением в общем объёме генерации доли грязных источников энергии - угля и мазута. Газ прекрасно подходит для того, чтобы их заменить.

Новатэк
Фото © www.novatek.ru

Например, Китай, которому в недалёком будущем отводится роль лидера среди мировых импортёров СПГ, планирует довести к 2020 году долю голубого топлива в своём энергетическом балансе до 10%, в то время как в 2018-м она была на 3% ниже. Понятно, что одной лишь «Силой Сибири» здесь не обойтись. Для того чтобы добиться поставленных целей Поднебесной необходимо интенсифицировать строительство регазификационных терминалов (по данным на начало 2018 года их мощность составляла 57 млн тонн), что сейчас и происходит.

А вот Японии, которая по итогам 2018 года импортировала больше всех в мире СПГ (82 млн тонн), возводить дополнительную инфраструктуру не обязательно. Её мощности по регазификации в несколько раз превышают возможности экспортёров и составляют около 200 миллионов тонн. Такая же ситуация в Южной Корее. В прошлом году она закупила 43 млн тонн, а могла бы – 127. Именно столько способны принять местные заводы, которые возвращают сжиженный газ в его первоначальное состояние.

Всего же в 42 странах, потребляющих СПГ, работает более 120 терминалов по его приёму (ещё несколько десятков строятся или находятся на стадии проектирования). Их суммарная мощность превышает 850 миллионов тонн, что почти в два с половиной раза больше, чем у предприятий по сжижению газа. То есть чисто теоретически уже завтра государства-импортёры способны принять дополнительные полмиллиарда тонн.

регазификационный терминал
Фото © とまりん♪

На фото: регазификационный терминал в японском Исикари

В ближайшее время, конечно, такой объём им совершенно точно никто не предложит, однако ни у кого нет ни малейших сомнений в том, что рынок продолжит расти гигантскими темпами. Например, аналитики консалтинговой компании Vostock Capital уверены в том, что он достигнет уровня 450 млн тонн к 2030 году. И это весьма консервативный прогноз.

Борьба за столь лакомый кусок пирога обещает быть весьма упорной. О своих планах резко увеличить производство и экспорт СПГ уже заявили Катар, США и Австралия. Причём первые два игрока собираются продолжить экспансию не только на азиатский рынок, но и на европейский. Кстати, в 2019 году они обвалили спотовые цены на газ в ЕС до рекордных значений. Его стоимость рухнула вдвое и в моменте опускалась ниже 120 долларов за тысячу кубометров. В связи с этим «Газпрому», который реализует голубое топливо в дальнем зарубежье по долгосрочным контрактам, также пришлось снижать цену. В среднем по итогам третьего квартала - до 170 долларов (в 2018-м она составляла $246).

Во многом это стало следствием почти двукратного повышения в первом полугодии объёма поставок СПГ – до 61 млрд кубометров или 44 млн тонн (за весь 2018 год в ЕС было экспортировано 47 миллионов тонн). Катарские танкеры привезли к берегам Старого света 12 млн тонн сжиженного газа, что на 44% больше, чем за аналогичный период прошлого года. А американские – 5,5 млн, вытеснив из первой четвёрки крупнейших игроков Алжир.

Аппетит, как известно, приходит во время еды. Минэнерго США уже выступило с заявлением, что поставки американского СПГ в Европу в 2020 году увеличатся в два раза, а катарского - в полтора. Эксперты полагают, что вероятность такого развития событий, как и дальнейшего повышения в Евросоюзе спроса на СПГ действительно велика. Даже несмотря на перспективу ввода в эксплуатацию «Северного потока-2». Причина – в так называемой декарбонизации, то есть постепенном отказе от угля и переходе на более чистые источники энергии, а также в увеличении заказов на строительство кораблей, работающих на газе.

СПГ
Фото © qatargas.com

ЕС нуждается в нём всё больше и больше. В то же время внутренняя добыча там постепенно деградирует и, по прогнозу Royal Dutch Shell, упадёт к 2035 году (с учётом Норвегии) с нынешних 240 млрд кубометров в год до 150 млрд. России из-за давления Соединённых Штатов и Брюсселя, судя по всему, больше не удастся построить в Европу хотя бы ещё один трубопровод. Это значит, что ставка будет сделана именно на СПГ, тем более, что по мощности терминалов Евросоюз уступает лишь Японии (их возможности превышают 160 млн тонн в год).

Наибольшее число заводов по регазификации находится в Испании – семь, ещё четыре – во Франции, по три – в Великобритании, Турции и Италии. По одному - в Нидерландах, Бельгии, Португалии, Польше, Греции, Финляндии, Литве и на Мальте. К этим странам обещает присоединиться и ФРГ, которая, правда, пока не спешит переходить от слов к делу.

Велики ли шансы России на равных конкурировать с лидерами СПГ-индустрии? Это вполне реально, тем более, что по итогам шести месяцев 2019 года наша страна занимала втрое место по поставкам сжиженного газа в Европу (8,3 млн тонн). Мы вполне способны сохранить завоёванные позиции, но лишь в том случае, если не будут буксовать проекты по созданию новых профильных предприятий.

Наиболее крупные из них - завод «Новатэка» «Арктик СПГ-2» мощностью 19,8 млн тонн в год, третья линия «Сахалина-2» (9,6 млн) и «Балтийский СПГ» (10 млн). Все они должны выйти на полную мощность к 2026 году, что позволит довести объём производства сжиженного газа в России почти до 70 млн тонн. Нет сомнений в том, что он будет востребован как азиатскими, так и европейскими потребителями.