Перейти к основному содержанию

Камень, который стал визитной карточкой Эрмитажа

Этот уральский самоцвет прославил Россию на весь мир, став на долгие годы символом великой державы. Будучи любимым камнем императорской семьи Романовых, он и по сей день хранит покой жены царя-освободителя. Изделия из него поражают воображение и служат предметом гордости крупнейшего музея мира.

Минерал, который по своей ценности стоит в одном ряду с малахитом, яшмой и нефритом, называется родонит.

Впервые камень обнаружили не в скале и не в русле реки, а на вершине дерева. В XVIII веке крестьяне одной уральской деревни нашли ярко-розовые камушки в гнезде горного орла. Люди увидели в этом тайный смысл и с тех пор подкладывали образцы самоцвета в детские кроватки. Местные жители верили в способность минерала одарить младенца смелостью и зоркостью птицы.

родонит
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Из родонита делали обереги и для молодожёнов. На Руси было принято дарить на свадьбу жениху и невесте фигурки из камня. Такие изделия, согласно старинным обычаям, помогали супругам быстрее зачать первенца.

Родонит – второй по ценности после малахита самоцвет Урала. Своей известностью камень обязан императору Александру III. Царь многократно увеличил добычу минерала после того, как впервые увидел роскошную родонитовую вазу, выполненную уральскими мастерами. Согласно его приказу, самые крупные и красивые образцы камня напрямую доставляли в Петербург. Сувениры из розового минерала ценились высоко, ведь объёмы добычи самоцвета в сравнении с популярным малахитом были на порядок меньше. Так что позволить себе приобрести даже мелкие изделия из минерала могли только состоятельные люди.

родонит
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Из родонита делали вазы, шкатулки, элементы декора и даже саркофаги. Дело в том, что разновидность камня, в которой над красным цветом преобладают чёрные прожилки, называют траурной. В родовой усыпальнице Романовых в Петербурге хранится гроб императрицы Марии Александровны, вырезанный из самой крупной в мире монолитной глыбы родонита. Чтобы изготовить его для матери Александра III, 47-тонную находку пришлось обрабатывать прямо на улице. Ведь физически поместить образец внутрь фабрики было невозможно. Черновая отделка куска длилась год. Каждый день работа продвигалась всего лишь на несколько миллиметров. Низкая скорость объяснялась тем, что по всей длине глыбы проходила трещина, которая при одном неправильном ударе могла разрушить всю цельность образца.

Первичная обработка оказалась относительно несложным этапом в создании самого крупного родонитового изделия в мире. Труднее всего мастерам далась транспортировка глыбы в Петербург. Неблизкий путь камень преодолел сначала по специально построенной рельсовой дороге, затем баржей, и, наконец, поездом до самого Петергофа. Саркофаг был готов спустя семь лет с момента уникальной находки и весил почти семь тонн.

Missing материал.

Огромная коллекция других уникальных изделий из родонита представлена в Эрмитаже. Трёхметровые торшеры, двухметровая ваза, обеденные столешницы и детали интерьера в различных вариациях обрамляют парадную лестницу и залы музея. За невероятные витиеватые узоры родонит называют пейзажным камнем. Ведь на его отполированных поверхностях часто рисуются легко узнаваемые уральские ландшафты. Глядя на такие природные картины, сложно поверить, что человек не приложил к ним руки.

родонит
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

С ювелирной точки зрения, идеальный родонит обладает густым насыщенным малиновым цветом. При этом чёрных вкраплений в нем должно быть не более трети от всей поверхности образца. Такие минералы редко встречаются и приближаются по своей стоимости к драгоценным самоцветам.

Missing материал.

В наши дни интерес к розовому камню в сравнении с XIX веком значительно угас. В 40-е годы прошлого столетия им облицовывали столичные станции метро, после чего стоимость минерала резко упала. Месторождений родонита высокого качества давно не открывают ни в России, ни в других странах. Поэтому цена и спрос на камень в ближайшее время обещают вновь подскочить, вернув прежний интерес ценителей прекрасного к уральскому самоцвету.