Перейти к основному содержанию

Какие автомобили популярны в США, Европе и Китае

пикап
© pixabay.com

В прошлом году самыми продаваемыми машинами в нашей стране стали отечественные Lada Granta и Vesta, Киа Rio, а также две бюджетные модели Hyundai – Solaris и Creta. Логично предположить, что в своих предпочтениях россияне исходят, прежде всего, из соображений экономии. А чем руководствуются автолюбители при выборе железного коня на других рынках сбыта?

Ментальность американцев, несмотря на всевозможные кризисы и упадок Детройта – одного из мировых центров автомобилестроения, ничуть не изменилась. Они, по-прежнему, любят большие машины и с удовольствием их покупают. В лидерах продаж по итогам прошлого года – огромные Ford F-Series (809,5 тысяч) и Chevrolet Silverado (512,3 тыс). Вслед за ними идут менее крупные Toyota RAV4 (406,7 тыс), Jeep Cherokee (401,8) и Honda CR-V (348).

Всего в Соединённых Штатах было реализовано без малого 16 миллионов новых автомобилей, а самой востребованной у покупателей, как всегда, стала продукция компании Ford. Её дилеры продали на территории США более 2 млн 160 тысяч машин. Для сравнения: показатели всех отечественных салонов в 2019-м оказались ниже этого уровня на 400 тысяч единиц.

Европейцы, несмотря на культурную идентичность с заокеанскими владельцами личных транспортных средств, мыслят совершенно по-другому. Пикапы, джипы и кроссоверы находятся вне сферы их интересов в связи с высокой ставкой транспортного налога, предусмотренной для машин с объёмными двигателями. Ещё одна причина такого положения дел – дефицит в центральной части мегаполисов парковочных мест. Шансы найти их, сидя за рулём малолитражки, несколько выше, и зачастую это становится серьёзным фактором, влияющим на предпочтения автолюбителей.

гольф
© pixabay.com

Хитом продаж в ЕС остаётся Golf, некогда популярный и в России, но сейчас не входящий даже в топ-20 отечественного рейтинга. Спрос на эту модель в Старом свете составил в прошлом году 450 тысяч машин, а все продажи концерна Volkswagen достигли цифры 1 миллион 715 тысяч. У Рено, который по объёмам реализации располагается на втором месте, статистика гораздо скромнее – 1 миллион 49 тысяч. Всего же, по данным Ассоциации Европейских Производителей Автомобилей (ACEA) в 2019 году в Европе было зарегистрировано более 15,3 млн. новых авто (на 1,2% больше чем в 2018-м).

А вот рынок Китая продемонстрировал спад, причём довольно существенный - на 9,6%, до 21,4 млн единиц. Несмотря на это, продажи самой популярной в КНР модели – Volkswagen Lavida, известной российским потребителям под именем Jetta, возросли на 5,8%, до 533 тысяч. В спину ей дышит Nissan Sylphy, как две капли воды похожий на Almera (470 тысяч). Замыкающий тройку лидеров Haval Н6 заметно отстал, его дилеры реализовали в прошлом году 386 тысяч машин и зафиксировали рекордное падение спроса - более чем на 14%.

Самым популярным брендом в Поднебесной, как и в Европе, остаётся Volkswagen (3 млн 100 тыс). Вслед за ним, с заметным отставанием, следуют Honda и Toyota, единственные компании, которые, несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, сумели продемонстрировать позитивную динамику и увеличить продажи на 6,9% (1,55 млн) и 8,8% (1,4 млн) соответственно. На четвёртой позиции – китайская Geеly (1,22 млн и падение на 12%).

пробка
© pixabay.com

В отличие от авторынка в целом, спрос на электрокары и гибриды в Китае, который традиционно воспринимается, как основной драйвер EV-революции, продолжает повышаться. В 2019-м он достиг 1 миллиона 210 тысяч единиц и превысил уровень позапрошлого года на 14,9%. Это значительно ниже прогнозных цифр, предрекавших, что рост окажется примерно в два с половиной раза больше. Всему виной – действия федеральных властей, которые отменили ряд субсидий для приобретателей экологически чистых машин и, тем самым, снизили интерес к ним со стороны потенциальных покупателей.

Впрочем, правительство Республики уже дало понять, что не планирует продолжать такую политику и сокращать действующие дотации. Это вызвало у экспертов определенный оптимизм и стало причиной ряда заявлений о том, что планка в полтора миллиона электромобилей, которая должна была быть преодолена в КНР в прошлом году, покорится дилерам в нынешнем. Среди бенефициаров такого развития событий окажутся местные BAIC Group, BYD и Baojun. Эти бренды ничего не говорят российским потребителям, но именно они выпускают самые востребованные в Поднебесной электрокары.

Насколько обоснованы позитивные прогнозы? По мнению аналитиков Benchmark Mineral Intelligence, оснований для них не слишком много. Например, стоимость сульфата кобальта, необходимого для производства батарей – одной из важнейших и наиболее дорогих деталей в электрокаре, которая в прошлом году находилась на многолетних минимумах, вновь пошла вверх. В Китае она достигла $6900 за тонну, увеличившись в январе на 10%, и это далеко не предел.

Сохранению наметившейся тенденции помимо пролонгации правительственных льгот в Китае будет способствовать ещё несколько факторов, например, пандемия коронавируса. Учитывая низкий уровень складских запасов кобальта в Поднебесной, любые сколь-нибудь значительные перебои с его поставками из-за закрытия границ очень быстро приведут к диссонансу на рынке, что поспособствует дальнейшему росту цен.

Missing материал.

Ещё одной причиной сохранения динамики января могут стать действия властей ДР Конго, которая обеспечивает свыше 60% всех мировых поставок сырья для изготовления аккумуляторов. На прошлой неделе в Киншасе было объявлено о создании новой государственной компании Entreprise Generale du Cobalt, в задачу которой войдёт контроль всей цепочки поставок со стороны кустарных производств, то есть независимых производителей, и увеличение государственных доходов за счет появления нового механизма для управления ценами.

«Вмешательство правительства в эту цепочку поставок может воспрепятствовать способности властей страны оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Оно создаёт условия для дальнейшего роста цен и их закрепления в среднесрочной перспективе значительно выше нынешнего уровня», - приводит портал Mining.com комментарий руководителя отдела прогнозирования цен Benchmark Каспара Роулза.

В прошлом году производство кобальта в ДР Конго упало примерно на 20%, до 87 676 тонн. При этом около 10% поставок из второго по величине государства в Африке обеспечила кустарная добыча, наличие которой позволило удержать рыночную стоимость ресурса на сравнительно низком уровне. Теперь этот инструмент будет утрачен, что в перспективе приведёт к увеличению себестоимости электромобилей и сделает прогнозы относительно темпов роста их продаж чуть менее реалистичными.