Санкт-ПетербургСолнечно+17°C
$ЦБ:71,10ЦБ:78,26OPEC:28,45

Почему один из приоритетов ЮНЕСКО – подготовка инженеров

флаг ЮНЕСКО
Фото © Форпост Северо-Запад /

Дефицит инженеров – проблема мирового масштаба, которая тормозит технологический прогресс. Специалистов сегодня не хватает в России, странах Европы, США, Австралии, Канаде. Причины, по которым молодые люди нечасто выбирают эту нишу, экспертами уже названы – в их числе непрестижность профессии и сложность обучения.

Несмотря на то, что огромное количество вузов во всём мире активно популяризуют профессию инженера, проблема нехватки таких специалистов гораздо многограннее, чем может показаться на первых взгляд. Некоторые эксперты подчёркивают, что большинство инженеров, чья подготовка отвечает всем необходимым требованиям, не готовы работать по найму и не работают по профессии, а многие молодые люди уезжают работать в те страны, где им могут предложить высокую заработную плату. В числе других насущных проблем – ассоциация профессии со скучной и тяжёлой работой, гендерное неравенство, низкая оплата труда в сопоставлении с уровнем возлагаемой ответственности, неправильное представление об инженерной профессии. Кроме того, стать востребованным специалистом можно лишь накопив определённый опыт, поскольку вузовских знаний, зачастую, не хватает.

Повышение качества подготовки горных инженеров на основе сотрудничества Санкт-Петербургского горного университета и компании Орика

Недостаток дополнительного обучения молодых специалистов – одна из основных проблем многих университетов, которые готовят инженеров. Её уже несколько лет решает Международный центр компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО в Петербурге и именно важность взаимодействия всех подразделений центра планировалось обсудить на первом Всемирном дне инженерии. Мероприятие должно было состояться 4 марта в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, однако свои коррективы внёс коронавирус. Тем не менее, корреспонденту «Форпоста» удалось взять интервью у директора отдела научной политики и повышения компетентности Пегги Оти-Боатенг.

Боатенг
Фото © Форпост Северо-Запад /

- ЮНЕСКО у многих ассоциируется прежде всего с охраной памятников. И вдруг – такое мероприятие, как Всемирный день инженерии для устойчивого развития. Пусть даже отменённое. С чем это связано?

- Начну с того, что ЮНЕСКО – это специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization). Другими словами, ЮНЕСКО – это не только культура, но и наука, а наука, в свою очередь, двигает вперёд образование и культуру. Важность науки для ЮНЕСКО в том, что она объединяет и образование, и культуру. Опять же наука – это не только гуманитарные и общественные науки, но и естественные. Инженерное дело – это прикладная наука, причём очень важная, особенно в связи с необходимостью работы над достижением целей в области устойчивого развития, а их достижение невозможно без инженерии.

- Вы – один из руководителей департамента Центров компетенций. С чем связано появление этого механизма в рамках организации?

- Причина появления текущей структуры связана с тем, что ЮНЕСКО – своего рода центр, лаборатория по созданию и претворению в жизнь новых идей. Также мы занимаемся определением и установлением норм и стандартов, развиваем партнёрство, сотрудничество, в том числе на международном уровне, поддерживая идеи глобализации. Центры ЮНЕСКО, в нашем понимании, решают все эти три задачи. Развивается сеть центров, способствуя решению таких задач, как взаимообмен научной информацией, инновационными решениями, укрепление и построение партнёрских отношений, создание общих научных исследовательских проектов в самых различных областях – инженерное дело, культурные и образовательные проекты. Что касается именно моего подразделения, то стоит задача расширить сети региональных центров ЮНЕСКО, с целью создания новых возможностей для научно-технического консультирования, развития науки, внедрения инновационной политики. Это именно то, что нужно нам здесь и сейчас – методики, которых можно придерживаться изо дня в день. Потому что, если где-то выявляются ложные сведения, должна быть возможность сравнить неверную информацию с фактическими данными. Научно достоверная информация – это именно то, что создают сети центров, объединяя свои ресурсы воедино. Продвижение этих идей - это одна из ключевых причин, почему было принято решение создать такой механизм внутри ЮНЕСКО.

Что касается самих центров, то в рамках научного подразделения, у нас есть два центра первой категории – это Институт по изучению водных ресурсов (UNESCO-IHE Institute for Water Education) и Международный центр по вопросам теоретической физики (International Centre for Theoretical Physics). Все остальные, а их сегодня 74, - это Центры второй категории. Это огромный ресурс, которым мы обладаем и используем для достижения целей ЮНЕСКО.

ЮНЕСКО
Фото © Форпост Северо-Запад /

- Что ЮНЕСКО вкладывает в само понятие «компетенции»? Почему инженерам недостаточно только диплома, а нужны дополнительные знания и навыки?

- Исходя из моего собственного опыта, инженер – не инженер до тех пор, пока у него нет практических навыков. И одного диплома действительно недостаточно. Обучение инженера должно включать в себя и теоретические основы, и навыки, получаемые в процессе работы. Здесь я также подчеркну важность наставничества или кураторства. Кто-то должен непосредственно на рабочем месте, на производстве обучить тому, как надо работать, передать свой опыт, дать возможность практиковаться. Без этого нельзя начать работу инженером. Думаю, что это можно сравнить с медициной. Нельзя получить диплом врача и сразу пойти лечить людей. Так и здесь. Должна быть практика. А чтобы была практика, нужно, чтобы отраслевые предприятия участвовали в этом процессе, чтобы они принимали студентов-инженеров или выпускников к себе в качестве стажёров, предоставляя им возможность обучения на рабочем месте.

Кроме того, нужны дополнительные навыки. Инженеры работают не только с машинами, но и с людьми. Задача инженера – решать проблемы людей. Мы должны донести эту мысль до инженеров, чтобы они понимали это.

- Ваша специализация – курирование научной деятельности. Центры компетенций – это и научные центры?

- Некоторые наши международные и региональные центры – научные, потому что они создаются для работы в различных отраслях. Это может быть математика, чем, к примеру, занимается Африканский институт по вопросам математических наук (African Institute for Mathematical Sciences), а может быть и инженерное дело, как Международный Центр компетенций в горнотехническом образовании в Петербурге. Центры могут заниматься решением проблем в таких науках, как химия, биология, заниматься вопросами биологического разнообразия, водных ресурсов.

Скажем, в Кении есть Региональный Центр по изучению ресурсов подземных вод в Восточной Африке (Regional Centre for Groundwater Resources Education, Training and Research in East Africa), и задача этого центра - координация всех видов водных работ и обеспечение безопасности водоснабжения во всем регионе, а также оказание образовательных услуг, научно-исследовательские работы и даже разработка методик, стандартов, применимых внутри всего Восточно-Африканского региона.

Все перечисленные мной, а также и другие центры очень важны для нас. Но для ЮНЕСКО важны не только центры, занимающиеся наукой, но и центры, занимающиеся вопросами образования. Равно как и центры, для которых приоритетны вопросы сохранения культурного наследия.

ЮНЕСКО
Фото © Форпост Северо-Запад /

- Какова эффективность работы Центров?

- Эффективность отличается от центра к центру. Один из ключевых элементов здесь – это финансирование их работы. Если финансирование осуществляется в достаточном объёме, то и результаты получаются хорошие. К примеру, центр компетенций в Петербурге – один из самых высокорезультативных именно за счёт финансирования.

Второй момент – это поддержка правительства. К примеру, китайским центрам оказывается мощная поддержка со стороны правительства. Такая же ситуация в Сингапуре и в Гане. В прошлом году там было выделено три миллиона евро на создание двух центров второй категории – один из них образовательный, другой занимается решением математических проблем. Более того, правительство Ганы обещало выделять ещё три миллиона ежегодно на развитие этих центров.

Конечно, не все центры имеют такую поддержку. И мы, в ЮНЕСКО, хотели бы, чтобы другие центры протянули руку помощи партнёрам, у которых недостаточно возможностей, чтобы Центр в Петербурге, предположим, объединил усилия с центром, решающим какие-то другие проблемы в смежной области. Скажем, с каким-нибудь африканским центром, у которого нет таких же ресурсов. Мы считаем, что это было бы правильно и взаимовыгодно для обеих сторон.

ЮНЕСКО
Фото © Форпост Северо-Запад /

- Какие задачи с вашей точки зрения должен решать российский Центр в горнотехническом образовании?

- Думаю, что можно сделать очень много. Горнотехническое образование можно продвигать через сотрудничество с африканскими странами, правительства этих стран, способствуя переходу к устойчивой горнодобывающей деятельности в регионе. Сегодня ситуация в африканских странах сложная, и очень много негативных новостей приходит именно из этого региона. В Африке экономика очень многих стран зависит именно от минерально-сырьевого комплекса. Но нужно, чтобы эти страны осуществляли добычу в соответствии с принципами устойчивого развития. При этом они должны не просто экспортировать сырьё, но и получать прибавочную стоимость.

- Вернёмся к несостоявшемуся Дню инженеров. В чём их миссия с точки зрения Юнеско?

- Это довольно печально, что мероприятие не состоялось, так как это редкая возможность для инженеров мира собраться в одном месте для того, чтобы привлечь внимание к проблемам инженерии и подчеркнуть значимость инженерно-технических специальностей. А ведь так и есть, трудно переоценить важность технических наук в свете работы над достижением целей устойчивого развития. У нас была запланирована хорошая программа мероприятия. Большинство людей не ценят работу инженеров, принимают её, как должное. Нужно, чтобы люди в глобальном масштабе осознали актуальность, полезность инженерных решений.

Другая цель - привлечь молодёжь, заинтересовать их в получении технического образования. Глобально ощущается недостаток инженеров. В разных странах цифры разные, но заинтересовать и воодушевить молодёжь, замотивировать их на обучение по техническим специальностям – важная задача для нас. Эти цели мы ставили перед собой, организуя это мероприятие. Но мы надеемся, что и другие страны переймут инициативу, в том числе и Россия, и будут способствовать популяризации инженерного дела.

Применение средств электронного обучения при подготовке специалистов в области информационных технологий для предприятий минерально-сырьевого комплекса
добыча
Фото © alrosa.ru

- Как российские инженеры могут соучаствовать в программах ООН и в каких именно?

- У нас очень много программ – это и водные ресурсы, и биологическое разнообразие, биоинженерия, машиностроение, самые различные области науки. И даже сейчас, в условиях распространения коронавируса, необходимы инженеры. Нужны решения по изоляции людей – это работа инженеров в области проектирования соответствующих помещений. Нужны инструменты для работы с заражёнными на расстоянии, и здесь нужны инженеры. Поиск способов удалённой коммуникации, сбор данных и их компиляция – всё это работа инженеров. В связи с этим возникает вопрос, почему работа инженеров не воспринимается людьми, как значимая? Почему так мало людей задумываются о том, чтобы стать инженерами, чтобы получить инженерные специальности? А ведь специалист-инженер никогда не останется без работы. Надеюсь, что всё-таки больше молодых людей начнут задумываться о карьере инженера. Это достойная работа, которая позволяет находить решения для многих проблем, которые сегодня стоят перед нашим миром.

Ранее стало известно, что Йоханнесбургский университет ЮАР в скором времени может стать опорным вузом Международного центра компетенций в горно-техническом образовании под эгидой ЮНЕСКО. Профессор Хендрик Гроблер рассказал корреспонденту «Форпоста», чему учат студентов, мечтающих стать горными инженерами в Южно-Африканской Республике, и почему выпускники африканского вуза без труда устраиваются на работу в американские, австралийские, канадские компании.

ЮНЕСКО
Фото © Форпост Северо-Запад /