Перейти к основному содержанию

Названа страна, которой будет сложнее всего восстановить экономику после пандемии коронавируса

коронавирус
© pixabay.com

Основными задачами национальных правительств после окончания карантинных мер станет возвращение к прежним темпам роста ВВП, снижение уровня безработицы и увеличение покупательной способности населения. «Форпост» решил выяснить, какие государства смогут сделать это достаточно быстро, а у кого кризис затянется на долгие годы.

Эксперты считают, что самый ранний камбэк удастся совершить Китаю. Это вполне логично, ведь в КНР уже справились с COVID-19, и начали компенсировать нанесённые им потери. Несмотря на то, что экономика Поднебесной просела в первом квартале на рекордные 6,8%, сегодня практически все заводы там уже вышли на полную мощность. Согласно прогнозам Международного валютного фонда, это позволит ВВП Республики возрасти по итогам 2020 года на 1,2%.

В числе тех, кому прочат быстрое возрождение – Дания и Сингапур. Причина в том, что две эти страны в период начала эпидемии оперативно ввели достаточно суровые ограничительные меры – закрыли школы и детские сады, большинство частных предприятий, запретили въезд для всех иностранцев и установили «драконовские» штрафы для нарушителей режима самоизоляции. Такая политика, как считают многие аналитики, должна привести к скорому снятию карантина и оперативному оживлению экономики.

Несмотря на первое место в мире по числу заражённых и высокую смертность, радужные перспективы, возможно, ждут и США. Министр финансов Соединённых Штатов Стивен Мнучин, в частности, заявил, что процесс восстановления американского народного хозяйства «начнётся с июля». По его мнению, эффект дадут «триллионы долларов, выделенные властями на эти цели». Не сомневается в быстром возврате к прежним темпам роста и Дональд Трамп.

Missing материал.

«Мы начинаем жизнь заново. Мы перезапускаем нашу экономику», - сообщил он прессе в ходе презентации своего плана отмены карантина.

ВВП России, согласно прогнозам консалтинговой компании McKinsey & Company, упадёт по итогам года на 3,8%. А вернётся к прежним значениям лишь к лету 2021-го. Впрочем, в том случае, если власти не отменят режим самоизоляции к концу второго квартала, а цены на нефть останутся на нынешних, крайне низких уровнях достаточно продолжительное время, то сроки регенерации могут быть пересмотрены в сторону увеличения.

Наиболее тяжёлыми последствия пандемии могут оказаться для страны, экономическое положение которой и без COVID-19 было весьма плачевным. Речь идёт о Венесуэле, где инфляция по итогам первых трёх месяцев составила 145%. Это, кстати, неплохой показатель, если учесть, что в годовом исчислении она достигла 3356%.

В связи с санкциями и падением спроса на нефть из-за карантинных мер, добыча в стране, которая в тучные времена превышала 3 млн баррелей в сутки, опустилась до рекордно низкого уровня. Теперь страна качает лишь несколько десятков тысяч бочек в день, но и они никому не нужны. Местные хранилища забиты до отказа, а в портах стоят танкеры, чьи трюмы полны чёрного золота. Ещё одна проблема в том, что они арендованы, а значит торговля углеводородами, которая прежде приносила Боливарианской Республике 95% экспортных доходов, теперь стала убыточной.

Missing материал.

Местные нефтеперерабатывающие заводы устарели и находятся на грани коллапса. Они деградировали ещё во времена Уго Чавеса, который устроил в отрасли масштабные кадровые чистки, заменив профессионалов на политически лояльных сотрудников. А Мадуро не сделал ничего для изменения ситуации. Долгое время он продавал нефть США в обмен на бензин, но теперь из-за санкций получать топливо из-за рубежа становится всё сложнее. Причём ситуация будет становиться только хуже из-за того, что валютные запасы страны практически исчерпаны, а пополнить их нечем.

Микко Пюхяля, который был послом Финляндии в Венесуэле с 2006 по 2013 год, утверждает, что АЗС в стране теперь охраняют солдаты. Они следят за порядком в том случае, если заправкам есть чем торговать. Но такое случается не часто, поэтому купить бензин по прежним баснословным ценам – один цент за литр – практически нереально. Дефицит топлива столь велик, что за полный бак приходится отдавать порядка 75 долларов. А это больше, чем годовая зарплата многих венесуэльцев.

Впрочем, пустые АЗС – проблема не только автолюбителей, но и всех жителей страны. Ведь фермерам нечем убирать урожай – трактора и комбайны стоят «на приколе». Еда гниёт в полях, импорт практически отсутствует, а значит на полках магазинов остаётся всё меньше и меньше продуктов.

«Кукурузная мука все ещё производится, но её цена поднялась так высоко, что бедняки уже не могут себе её позволить. Они едят маниок (клубнеплодное тропическое растение – ред.)», - приводит портал Turun Sanomat слова Микко Пюхяля.

коронавирус
© pixabay.com

Меньше всего жителям государства, которое и так пребывает в экономической яме, был нужен коронавирус. Система здравоохранения в Венесуэле, как и её нефтеперерабатывающая промышленность, находится в состоянии грогги. Больницы, как правило, не имеют водопровода и страдают из-за перебоев в электроснабжении. Там нет в достаточном количестве ни мыла, ни лекарств, ни защитных средств, ни дыхательных аппаратов. А значит они совершено точно не справятся с наплывом больных.

Пока правда количество инфицированных в Республике находится на весьма приемлемом уровне – 329 человек, 10 из которых умерли. Однако, как считает г-н Пюхяля, этим данным не стоит слепо доверять. Цифры, предоставляемые «режимом», вполне могут быть значительно занижены.

Как бы то ни было, Международный валютный фонд ожидает, что экономика Венесуэлы сократится в этом году на 15% и продолжит падение в 2021-м. Столь пессимистичные прогнозы МВФ не даёт ни по одной другой стране Латинской Америки.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.