Перейти к основному содержанию

Ректоры флагманских вузов назвали условия для построения в России экономики знаний

Литвиненко
© Форпост Северо-Запад

По инициативе ректора Санкт-Петербургского Горного университета Владимира Литвиненко состоялось онлайн-заседание Российского союза ректоров. Оно было посвящено выработке решений, необходимых для адаптации системы образования под запросы рынка труда и повышения роли высшей школы в деле экономического развития страны. То есть реформирования каждого совокупного вузовского кластера России под задачи конкретной отрасли – медицины, транспорта, авиа- и космостроения, металлургии, металлообработки и так далее.

В качестве повестки дня автором базового письма - предложения были обозначены следующие темы:

  • Повышение гибкости Университетов к запросам рынка труда; Индивидуализация образования как неотъемлемой части этого процесса; Расширение автономии образовательной организации высшего образования;
  • Сокращение избыточного государственного регулирования образовательной деятельности, с учетом отраслевых особенностей университетов;
  • Определение рационального соотношения при подготовке кадров с учетом особенностей рынка для отдельных отраслей экономики по программам специалитета;
  • Пересмотр перечней специальностей и направлений подготовки кадров и номенклатуры научных специальностей, по которым присваивается ученая степень;
  • Выработка рациональных индикаторов оценки результативности работы Университетов как регулятора образовательной деятельности.

Владимир Литвиненко в ходе стартового доклада отметил, что в основе социально-экономических успехов постиндустриальных государств лежит всё возрастающее качество знаний, порождающих открытия, инновации и технологические прорывы. Любая страна, которая игнорирует подобную модель своей эволюции, архаична и неэффективна. Ей не удастся сохранить политическую независимость и придётся довольствоваться статусом колонии.

«Экономика знаний необходима и для того, чтобы успешно справляться с глобальными историческими вызовами вроде нынешней пандемии, а также для парирования рукотворных кризисов, таких как падение спроса и цен на нефть. С одной стороны, никто не оспаривает, что роль науки и системы образования имеет решающее значение для усиления конкурентоспособности России и повышения качества жизни наших граждан. Но с другой, глас ректорского сообщества иногда подобен гласу вопиющего в пустыне», - заявил Литвиненко.

Горный университет
© Форпост Северо-Запад

Он предложил коллегам настаивать совместными усилиями на своем участии в работе органов государственной власти, с тем, чтобы конкретные стратегические программы в областях, касающихся рода их деятельности, не принимались без участия профессионалов – ученых. Как пример была приведена только что принятая Правительством абсолютно сырая «Энергетическая стратегия 2035», где абсолютно не учитывался целый ряд необходимых для отрасли условий ее развития. В документе нет программы развития отрасли, не обозначен планируемый прирост запасов, отсутствует программа развития транспортной и технологической инфраструктуры общего пользования, северных мегаполисов, обеспечивающих газоносные регионы. Нет планов по строительству социально ориентированных объектов - аэропортов, портов и так далее. Не сформулированы параметры создания единого комплекса по работе на арктическом шельфе, нет программ по подготовке кадров и многого другого. И самое главное – что мы хотим построить за 15 лет – экономику с экспортно-сырьевой ориентацией или отрасль, ориентированную на внутренний спрос. Это ключевой вопрос, ответа на который в данном документе нет.

Все это происходит от того, что такие документы вырабатывает узкая группа чиновников без участия профессионального ректорского сообщества, занимающегося данной областью знаний и обладающего пониманием, что происходит «на земле». В ТЭКе. Или в кораблестроениии. Или в авиации.

«Не менее важной задачей является взаимодействие с региональной властью и бизнесом в части составления планов-заказов для университетов, где было бы чётко указано, какие специалисты нужны в конкретном субъекте федерации и в каком количестве. Сейчас высшие учебные заведения зачастую не понимают для кого они готовят специалистов», - отметил ректор Горного университета.

Наиболее серьёзной проблемой для вузов он назвал переход на двухуровневую систему образования и заявил, что для технических университетов она совершенно не приемлема. Ведь бакалавры не готовы работать на производстве, поскольку являются по сути «недоучками», а магистры, зачастую, ориентированы на продолжение карьеры в научной сфере. То есть тех, кто был бы способен после небольшого периода адаптации обеспечить преемственность поколений в промышленности, многие вузы попросту не готовят в связи с отсутствием «старого доброго специалитета».

Ректор ВГИК имени Герасимова Владимир Малышев обратил внимание докладчика, что присоединение к Болонскому процессу давно признано ошибкой не только в инженерных университетах. И пошутил, что бакалавры, вышедшие из стен института кинематографии, видимо, могут играть лишь второстепенные роли, а королей – только магистры. По его словам, конечно, было бы уместно возвращение специалитета во все российские высшие учебные заведения.

Все участники онлайн-совещания, которое провёл президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий, согласились с предложениями Владимира Литвиненко. И договорились раз в неделю проводить подобные видеоконференции для того, чтоб информировать профессиональную аудиторию и профильные министерства о состоянии дел в различных отраслях экономики с точки зрения РСР. Первая такая встреча пройдёт 6 мая, а ещё через неделю с докладом по своей выступит ректор Медицинского университета имени Сечинова Пётр Глыбочко.

Отметим, что в работе заседания РСР приняли участие все его 12 вице-президентов, а также руководители большинства флагманских отечественных вузов.